Образовательный процесс

Плата за пользованиями учебниками

Плата за пользование учебниками в 2023/2024 учебном году

Учебно-методический комплекс «Мои первые уроки» предназначен для детей старшего дошкольного возраста, обучающихся в учреждениях дошкольного образования Республики Беларусь. Комплекс состоит из пяти рабочих тетрадей для детей, демонстрационного материала и учебно-методического пособия для педагогов.

  • Старжинская Н.С. Подготовка к обучению грамоте. Рабочая тетрадь: учебное пособие для воспитанников старших групп (от 5 до 7 лет) учреждений дошкольного образования с русским языком обучения / Н.С. Старжинская. – Минск: Национальный институт образования, 2020. – 80 с. (УМК «Мои первые уроки»).
  • Дубініна, Д.М. Родная мова. Крок за крокам. Рабочы сшытак: вучэбны дапаможнік для выхаванцаў старшых груп (ад 5 да 7 гадоў) устаноў дашкольнай адукацыі з рускай мовай навучання / Д.М. Дубініна, Н.С. Старжынская. – Мінск: Нацыянальны інстытут адукацыі, 2020. – 80 с. (ВМК «Мае першыя ўрокі»).
  • Давидович, А.Л. Путешествие в мир правильной речи. Рабочая тетрадь: учебное пособие для воспитанников старших групп (от 5 до 7 лет) учреждений дошкольного образования с русским языком обучения / А.Л. Давидович, В.Л. Пашко. – Минск: Национальный институт образования, 2020. – 76 с. (УМК «Мои первые уроки»).
  • Жытко, І.У. Матэматычны калейдаскоп. Рабочы сшытак / Математический калейдоскоп. Рабочая тетрадь: вучэбны дапаможнік для выхаванцаў старшых груп (ад 5 да 7 гадоў) устаноў дашкольнай адукацыі з беларускай і рускай мовамі навучання / І.У. Жытко. – Мінск: Нацыянальны інстытут адукацыі, 2020. – 76 с. (ВМК «Мае першыя ўрокі»).
  • Давідовіч, А.Л. Свет, у якім я жыву. Рабочы сшытак / Мир, в котором я живу. Рабочая тетрадь: вучэбны дапаможнік для выхаванцаў старшых груп (ад 5 да 7 гадоў) устаноў дашкольнай адукацыі з беларускай і рускай мовамі навучання / А.Л. Давідовіч, А.І. Смолер. – Мінск: Нацыянальны інстытут адукацыі, 2020. – 80 с. (ВМК «Мае першыя ўрокі»).

Кодекс Республики Беларусь об Образовании
Статья 39. Пользование учебниками и учебными пособиями

1. Пользование учебниками и учебными пособиями обучающимися в учреждениях образования может быть платным и бесплатным.

2. Лица, осваивающие содержание образовательных программ дошкольного, общего среднего образования, на время получения образования обеспечиваются за плату учебниками, учебными пособиями учреждениями образования, иными организациями, индивидуальными предпринимателями, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность. Размер такой платы и порядок ее взимания устанавливаются Правительством Республики Беларусь.

Для обучающихся из многодетных семей плата за пользование учебниками и учебными пособиями снижается на 50 процентов от установленной платы за пользование соответствующими учебниками и учебными пособиями.

Бесплатное пользование учебниками и учебными пособиями устанавливается для:

  • лиц с особенностями психофизического развития;
  • детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
  • детей-инвалидов в возрасте до восемнадцати лет, инвалидов с детства;
  • лиц, осваивающих содержание образовательной программы дошкольного образования и страдающих онкологическими заболеваниями или больных туберкулезом;
  • обучающихся из семей, в которых один или оба родителя являются инвалидами I или II группы;
  • обучающихся, являющихся членами семей лиц, перечисленных в подпунктах 3.2, 3.4 и 3.7 пункта 3, пункте 10 и подпунктах 12.2 и 12.3 пункта 12 статьи 3 Закона Республики Беларусь от 14 июня 2007 года «О государственных социальных льготах, правах и гарантиях для отдельных категорий граждан» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2007 г., № 147, 2/1336);
  • обучающихся из семей, которые в соответствии с законодательством получают государственные пособия на детей старше трех лет;

Для целей Кодекса под государственными пособиями на детей старше трех лет понимается пособие на детей старше трех лет из отдельных категорий семей, которые указаны в статье 14 Закона Республики Беларусь от 29.12.2012 «О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей». Так, право на пособие на детей старше 3 лет из отдельных категорий семей имеют мать (мачеха) или отец (отчим), усыновитель (удочеритель), опекун (попечитель) при воспитании ими ребенка, не находящегося на государственном обеспечении, если в семье:

  • воспитывается ребенок-инвалид в возрасте до 18 лет;
  • воспитывается ребенок в возрасте до 18 лет, инфицированный вирусом иммунодефицита человека;
  • отец (отчим) или усыновитель (удочеритель) являются военнослужащими, проходящими срочную военную службу, альтернативную службу;
  • оба родителя (мать (мачеха), отец (отчим)) в полной семье либо единственный родитель в неполной семье, усыновитель (удочеритель) являются инвалидами I или II группы, а также если один из родителей в полной семье является инвалидом I группы, а второй осуществляет уход за ним и получает пособие, предусмотренное законодательством.

Таким образом, бесплатное пользование учебниками и учебными пособиями может быть установлено, если родитель (законный представитель) воспитанника имеет право на государственное пособие на детей старше трех лет в соответствии с Законом.

Стоимость комплекта учебных пособий на 2023/2024 уч.г.

Постановлением Совета Министров от 28 августа 2018 года № 621 «О внесении изменений в постановление Совета министров Республики Беларусь от 24 июня 2011 г. № 839» установлена плата за учебники и пособия для дошкольников в 0,2 базовые величины -  5,8 рубля.

 Родители должны внести плату до 1 октября текущего года.

Разъяснения для заинтересованных по освобождению от оплаты за учебники и учебные пособия

Согласно пункта ст 39 Кодекса об образовании право на бесплатное пользование учебниками имеют дети из семей, которые в соответствии с законодательством получают государственные пособия на детей старше трех лет.

На сегодняшний день существует два вида пособий на детей старше 3-х лет:

1) Пособие на детей старше 3 лет из отдельных категорий семей, установленное ст.14 Закона о пособиях семьям, воспитывающим детей (предусмотрено для семей, воспитывающим детей-инвалидов, либо если в семье — отец проходит срочную службу, либо оба родители — инвалиды 1 или 2 группы).

2) Пособие семьям на детей в возрасте от 3 до 18 лет в период воспитания ребенка в возрасте до 3 лет, установленное с 2015 года с Указом Президента № 572 от 09.12.2014 (предусмотрено для семей, в которых воспитывается не менее двоих детей, при этом одному из детей до 3-х лет, а другому от 3 до 18 лет).

Только первый вид пособия старше 3-х лет дает право на льготу: бесплатному обеспечению учебными пособиями подлежат семьи, которым назначено Пособие на детей старше 3 лет из отдельных категорий семей согласно ст. 14 Закона о пособиях. Тем, кому назначено пособие от 3 до 18 лет по Указу 572 Президента РБ – к льготникам не относятся, и должны оплачивать право пользования учебниками в полном объеме.

Бесплатное пользование учебниками и учебными пособиями устанавливается для:

  • учащихся санаторных школ-интернатов, специальных учебно-воспитательных учреждений и специальных лечебно-воспитательных учреждений;
  • лиц с особенностями психофизического развития;
  • детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
  • детей-инвалидов в возрасте до восемнадцати лет, инвалидов с детства;
  • лиц, осваивающих содержание образовательной программы дошкольного образования и страдающих онкологическими заболеваниями или больных туберкулезом;
  • обучающихся из семей, которые в соответствии с законодательством получают государственные пособия на детей старше трех лет;
  • обучающихся из семей, в которых один или оба родителя являются инвалидами I или II группы;
  • обучающихся, являющихся членами семей лиц, перечисленных в подпунктах 3.24 и 3.7 пункта 3пункте 10 и подпунктах 12.2 и 12.3 пункта 12 статьи 3 Закона Республики Беларусь от 14 июня 2007 года “О государственных социальных льготах, правах и гарантиях для отдельных категорий граждан” (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2007 г., N 147, 2/1336).

Для обучающихся из многодетных семей плата за пользование учебниками и учебными пособиями снижается на 50 процентов от установленной платы за пользование соответствующими учебниками и учебными пособиями.

Законные представители обучающихся, имеющих право в соответствии с частями второй и третьей пункта 2 статьи 39 Кодекса Республики Беларусь об образовании на бесплатное пользование учебниками и (или) учебными пособиями либо снижение платы за пользование ими, при обращении в учреждение образования представляют следующие документы:

– для установления бесплатного пользования учебниками и (или) учебными пособиями:

  • удостоверение инвалида – для семей, в которых один или оба родителя инвалиды І или ІІ группы;
  • заключение государственного центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации – для лиц с особенностями психофизического развития;
  • свидетельство о рождении – для детей лиц, перечисленных в подпунктах 3.2, 3.4 и 3.7 пункта 3 и пункте 10 статьи 3 Закона Республики Беларусь от 14 июня 2007 года «О государственных социальных льготах, правах и гарантиях для отдельных категорий граждан» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2007 г., № 147, 2/1336);
  • удостоверение инвалида о праве на льготы родителя, удостоверение о праве на льготы либо справку о праве на льготы – для членов семей лиц, перечисленных в подпунктах 3.2, 3.4 и 3.7 пункта 3, пункте 10, подпунктах 12.2 и 12.3 пункта 12 статьи 3 Закона Республики Беларусь «О государственных социальных льготах, правах и гарантиях для отдельных категорий граждан»;
  • удостоверение инвалида – для детей-инвалидов в возрасте до 18 лет, инвалидов с детства;
  • выписку из медицинских документов – для детей, получающих дошкольное образование и страдающих онкологическими заболеваниями, больных  туберкулезом;
  • заявление на имя заведующего.

– для снижения платы за пользование учебниками и (или) учебными пособиями (50%) 

  • удостоверение многодетной семьи – для семей, в которых воспитываются трое и более детей в возрасте до 18 лет»
  • заявление на имя заведующего.
свернуть

Особенности организации образовательного процесса

Одним из условий полноценного обучения, воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста является содержательное, целенаправленное планирование и организация образовательного процесса в учреждении дошкольного образования с учётом возрастных психологических и физиологических особенностей и потребностей детей.

Особенности организации образовательного процесса

Повышение качества образования является комплексной задачей развития системы дошкольного образования.  Для её реализации необходима мобилизация внешних и внутренних ресурсов: материальных,  кадровых, управленческих, информационных, научно-методических и др.  Качество дошкольного образования предусматривает результативность образования, степень достижения приоритетных направлений и задач дошкольного образования, их соответствие государственным и нормативным требованиям.  Обновление образовательного процесса является ключевым направлением качества образования. Важнейшим аспектом качества является внедрение новой учебно-программной документации: типового учебного план, учебной программы   и образовательных стандартов дошкольного образования.

Одним из условий полноценного обучения, воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста является содержательное, целенаправленное планирование и организация образовательного процесса в учреждении дошкольного образования с учётом возрастных психологических и физиологических особенностей и потребностей детей.

Достижению желаемого уровня развития детей способствует правильная организация образовательного процесса в учреждениях дошкольного образования.

Организация образовательного процесса как деятельности (действий) педагогов по реализации учебной программы – процесс трудоёмкий и творческий, требующий от специалиста в первую очередь глубоких знаний:

· учебной программы дошкольного образования и образовательных стандартов,

· основных подходов к содержанию планирования образовательного процесса,

·дидактических принципов, которые дают возможность педагогу осуществлять систематическое, последовательное и дифференцированное воздействие на детей через разные виды организованной, совместной и самостоятельной деятельности,

·   нормативных требований, предъявляемых к организации образовательного процесса.

Основной задачей организации образовательного процесса в ходе внедрения учебной программы дошкольного образования является обеспечение научно обоснованного подхода к процессу обучения, воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста и такую его организацию, которая бы позволила вести систематическую работу со всеми воспитанниками и обеспечивала индивидуально-личностный подход к ребёнку.

В основу организации образовательного процесса в ходе внедрения учебной программы дошкольного образования должны быть положены следующие принципы:

1. Систематичность и последовательность воздействия на детей через разные виды деятельности.

2.  Повторность и усложнение материала.

3.  Вариативность выполнения заданий детьми.

4.  Взаимосвязь всех видов деятельности.

5. Отражение в ежедневных планах специалистов учреждения дошкольного образования принципов учебной программы дошкольного образования:

- целостности и системности (тесная взаимосвязь и взаимообусловленность развития психических процессов и психических новообразований);

- активности, инициативности и субъектности в развитии ребенка (организация и управление деятельностью воспитанника с учётом направленности интересов и становления субъективности в условиях совместной деятельности с взрослым);

- развития ребенка в деятельности (основными формами организации образовательного процесса являются игра, занятие);

- проблематизации содержания образования (является источником психического развития);

- интеграции образовательных областей (органичное объединение содержания каждой образовательной области как с содержанием всей учебной программы, так и с другими образовательными областями);

- культуросообразности (становление различных сфер самосознания ребёнка на основе познания культуры мира, своего народа, ближайшего социального окружения);

- преемственности между первым уровнем основного образования и первой ступенью общего среднего образования и др.

 Так же организация образовательного процесса должно отвечать ряду требований:

- соответствовать принципам и реализовывать содержание учебной программы дошкольного образования и задачи образовательных стандартов;

- быть направленной на выполнение задач, запланированных учреждением дошкольного образования на текущий учебный год по совершенствованию качества дошкольного образования;

- соответствовать условиям реализации основной функции конкретно учреждения дошкольного образования (охрана жизни ребенка и укрепление его здоровья; социализация ребенка; раскрытие и развитие потенциала личности и др.), отражать специфику учреждения дошкольного образования;

- соответствовать статусу учреждения дошкольного образования, его современной образовательной модели и др.

Основными формами организации образовательного процесса являются игра, занятие. Кроме основных форм организации могут использоваться иные формы: экскурсия, наблюдение, беседа, дежурство и другие.

 Необходимо помнить, что организация образовательного процесса должна включать оптимальное чередование видов детской деятельности: специально организованной (регламентированной) и нерегламентированной деятельности.

Специально организованная деятельность воспитанников – это регламентированные типовым учебным планом дошкольного образования игра, занятие, организованные с учетом закономерностей их развития в раннем и дошкольном возрасте. В распорядке дня специально организованная деятельность выступает в качестве сопутствующей иным видам деятельности.

 Нерегламентированная деятельность воспитанников – это игра и другие виды деятельности в распорядке дня, которые организовываются или возникают как без участия взрослого, с его участием, так и при его косвенном руководстве.

 При этом предполагается использование разнообразных форм организации, методов и приемов работы, выбор которых осуществляется педагогами самостоятельно в зависимости от уровня познавательных возможностей детей и решения конкретных образовательных задач.

свернуть

Образовательный процесс

ЗАДАЧИ НА ПРЕДСТОЯЩИЙ ГОД 1. Развивать навыки безопасной жизнедеятельности, укреплять физическое здоровье  дошкольников, используя современные оздоровительные технологии.  2. Формировать патриотические чувства у дошкольников путём приобщения к национальным традициям белорусского народа, ознакомления с историей и культурой родного края.  

Образовательный процесс

 ЗАДАЧИ НА ПРЕДСТОЯЩИЙ ГОД

1.Развивать навыки безопасной жизнедеятельности, укреплять физическое здоровье  дошкольников, используя современные оздоровительные технологии. 

  1. Формировать патриотические чувства у дошкольников путём приобщения к национальным традициям белорусского народа, ознакомления с историей и культурой родного края.  

 

Нормативные правовые документы

Образовательный стандарт дошкольного образования

Учебная программа дошкольного образования

Типовой учебный план

Типовой учебный план дошкольного образования

Инструктивно-методические письма

ИНСТРУКТИВНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ «Об организации в 2021/2022 учебном году образовательного процесса в учреждениях образования, реализующих образовательную программу дошкольного образования, образовательную программу специального образования на уровне дошкольного образования, образовательную программу специального образования на уровне дошкольного образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью»

ІНСТРУКТЫЎНА-МЕТАДЫЧНАЕ ПІСЬМО МІНІСТЭРСТВА АДУКАЦЫІ РЭСПУБЛІКІ БЕЛАРУСЬ «Аб арганізацыі ў 2021/2022 навучальным годзе адукацыйнага працэсу ва ўстановах адукацыі, якія рэалізуюць адукацыйную праграму дашкольнай адукацыі, адукацыйную праграму спецыяльнай адукацыі на ўзроўні дашкольнай адукацыі, адукацыйную праграму спецыяльнай адукацыі на ўзроўні дашкольнай адукацыі для асоб з інтэлектуальнай недастатковасцю»

ИНСТРУКТИВНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ «Об использовании современных информационно-коммуникационных технологий в учреждениях дошкольного, общего среднего и специального образования в 2021/2022 учебном году» 

Инструктивно-методическое письмо Министерства образования Республики Беларусь «Об организации летней оздоровительной работы в учреждениях дошкольного образования»

Методические рекомендации

 

Учебно-методический комплекс «Мои первые уроки»

 

Перечни учебных изданий

свернуть

Специальная организованная деятельность

Образовательный процесс в учреждениях дошкольного образования организуется в соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании (далее – Кодекс), которым закреплены основы государственной политики и государственные гарантии прав в сфере образования.
Основными формами организации образовательного процесса являются игра, занятие.
Максимальная нагрузка на воспитанников раннего и дошкольного возраста при проведении специально организованных форм образовательного процесса — игры (занятия), регламентированных типовым учебным планом, количество и виды занятий, их длительность и место в распорядке дня должны определяться педагогическим работником в соответствии с учебным планом учреждения дошкольного образования и учебной программой дошкольного образования, разработанными и утвержденными в установленном законодательством порядке с учетом состояния здоровья, физиологической подготовленности воспитанников.
Длительность занятий с воспитанниками в возрасте от 2 до 3 лет и от 3 до 4 лет должна составлять до 10—15 минут, с воспитанниками в возрасте от 4 до 5 лет — до 20—25 минут, с воспитанниками в возрасте от 5 до 7 лет — до 30—35 минут, физкультурные минутки — не менее 1,5—2 минут.
Продолжительность перерывов между занятиями должна быть 10—12 минут. Во время перерывов проводятся подвижные игры умеренной интенсивности.
Такое распределение времени для занятий дается как примерное. Они могут меняться в зависимости от поставленных задач, заинтересованности детей деятельностью, их самочувствия и др.
В начале и конце недели должны предусматриваться облегченные по содержанию и умственной нагрузке занятия. Домашние задания во всех возрастных группах задаваться не должны.
В учреждении образования (иной организации, у индивидуального предпринимателя, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность) при реализации образовательной программы дошкольного образования устанавливаются каникулы, в период которых занятия с воспитанниками не проводятся. В период каникул проводится только физкультурно-оздоровительная и художественно-эстетическая работа с воспитанниками.
Общая продолжительность каникул составляет 110 дней: летние – 90 календарных дней, зимние – 10 календарных дней, весенние – 10 календарных дней.

свернуть

Учебный план

Постановление

Министерства образования

Республики Беларусь

15.08.2019 № 134

Типовой учебный план дошкольного образования

 

СОД 1-ямладшая средняя старшая
Физическая культура 2 3 3
Ребёнок и общество  1 2 2
Элементарные математические представления 1 1 1
Ребёнок и природа 0,5 1 1
Развитие речи и культура речевого общения 1 1 1
Развiццё маулення i культура мауленчых зносiн 0 1 1
Обучение грамоте - - 1
Изобразительное искусство 2 2 2
Музыкальное искусство 2 2 2
Художественная литература 0,5 1 1
Общее количество учебных часов в неделю 10 14 15
 

 Длительность одного занятия с воспитанниками в возрасте:

  •      от 2 до 3 лет составляет 10 минут;
  •      от 3 до 4 лет составляет 15 минут;
  •      от 4 до 5 лет составляет 20 минут;
  •      от 5 до 6 лет от 25;
  •      от 6 до 7 лет составляет 30 минут.
свернуть

Распорядок дня

Распорядок дня воспитанников в учреждении дошкольного образования предусматривает:

- гигиенически обусловленную длительность сна, бодрствования воспитанников различных возрастных групп;

- достаточное пребывание на свежем воздухе (прогулки, наблюдение в природе, подвижные игры и физические упражнения, др.).

- осуществление оздоровительных и профилактических мероприятий (утренние гимнастики, занятия по физической культуре, закаливание и др.);

- проведение образовательного процесса (занятий), включающего рациональное сочетание различных по характеру видов деятельности, умственных и физических нагрузок.

Максимальная нагрузка на воспитанников дошкольного возраста на занятиях, количество и виды занятий, их длительность и место в распорядке дня определяется в соответствии с учебным планом и учебной программой дошкольного образования.

На текущий учебный год в зависимости от возраста воспитанников разрабатывается и утверждается учебный плана учреждения, который соответствует образовательным стандартам дошкольного образования и реализует образовательную программу дошкольного образования.

свернуть