Советы психолога

Профилактика жестокого обращения с детьми

16.02.2024

Профилактика жестокого обращения с детьми

Ребёнок - это человек! Этот маленький человек нуждается в воспитании без насилия: не окриков и наказания, а поддержки и мудрых советов родителей, не жестокого и злого обращения, а добра, заботы и любви. Но, к сожалению, часто меньше любви достаётся нашим самым любимым людям. Ребёнок ещё не может и не умеет защитить себя от физического насилия и психического давления со стороны взрослого. Но дети учатся у нас поведению, манерам общения: крику, если мы кричим; грубости, если мы грубим; жестокости, если мы это демонстрируем.

   Ребёнок, который воспитывается в условиях бесправия, никогда не будет уважать права другого человека. И, наоборот, доброе, хорошее поведение детей порождается только добром. Удивительно, но ненасилие гораздо больше способствует гармоничному развитию ребёнка, чем грубое и жёсткое обращение с ним.

    Наши необдуманные агрессивные действия по отношению к ребёнку иногда могут быть вызваны не виной ребёнка, а нашей усталостью, неприятностями и неудачами, раздражением и т. д. Гнев, вылитый на ребёнка, ничему его не учит, а только унижает, оскорбляет и раздражает. Наказывая своего ребёнка физически, родители наивно полагают, что кратчайший путь лежит «через ягодицы», а не через глаза и уши. Добиваясь видимого кратковременного послушания, родители своей жестокостью воспитывают фальшь и обман, притупляют процесс нормального развития ребёнка. 
    Жестокое обращение с детьми очень часто вызывает у них отнюдь не раскаяние, а совсем другие реакции: страх, возмущение, протест, обиду, жажду мести и компенсации, разрушение нравственных тормозов, стремление к обману и ловкости, агрессивное поведение, снижение самооценки, ненависть к себе и окружающим (если ребёнка часто бьют).

Чем же страшно наказание ребёнка - наказание ремнём и воспитание шантажом? Знаете ли Вы, как влияет родительское физическое и психологическое наказание на ребёнка, на его будущую жизнь? Давайте разберёмся, почему нельзя наказывать ребёнка, даже если очень хочется и кажется, что других методов воспитания уже не осталось? Физическое наказание ребёнка, телесное наказание ремнём, лозиной и т. д. - так называемое порка - это не самое страшное, чего боятся дети. Самое страшное наказание ребёнка не физическое, а психологическое

    Чего хотят родители, наказывая своего якобы любимого, ребёнка настолько жестокими методами - ремнём, лозиной, психологическим шантажом по принципу «Ты сделай это, а я куплю, подарю, дам возможность тебе сделать то»? Родители, физически и психологически издеваясь над ребёнком, будем честны хотя бы сами с собой, что наказывая ребёнка, мы его смиряем, как это ни парадоксально, занимаются «воспитанием». Шаг вправо, шаг влево - расстрел, а вернее, телесное наказание, объединённое с ужасным моральным унижением ребёнка, который чувствует себя оплёванным и уничтоженным собственными родителями, или ещё более изощрённая форма наказания -     психологическая, когда родители в явной, открытой или скрытой форме шантажируют  ребёнка своей любовью, вниманием, заботой и лаской.
 Даже в обычной семье нарушение прав маленьких детей, унижение их достоинства — распространённое явление. Часто с родителями этих детей аналогично поступали в их собственном детстве; наших родителей били ремнём и резкой наши деды, наши отцы били нас, а мы будем лупить своих детей, наши дети - наших внуков, внуки - правнуков.
Родители не знают альтернативных методов воздействия на детей; не воспринимают собственное поведение как травмирующее психику ребёнка. Получается, это порочная цепь неправильного воспитания подрастающего нового поколения, соединённого с физическим и / или психологическим наказанием детей, умноженная на все возрастающий от поколения к поколению невротизм, подаренный современным сумасшедшим образом жизни с его информационными и стрессовыми перегрузками.
Выйти из ситуации, когда вдруг покажется, что нужно применить наказание, или предупредить такую ситуацию помогут следующие рекомендации:
* Прислушивайтесь к своему ребёнку, старайтесь  услышать и понять его. Выслушайте проблему ребёнка. Не обязательно соглашаться с его точкой зрения, но благодаря родительскому вниманию он  почувствует свою значимость и человеческое достоинство.
* Принимайте решение совместно с ребёнком, а также дайте ему право принимать самостоятельные решения: ребёнок охотнее подчиняется  тем правилам, которые устанавливает сам. При этом мы не отрицаем, что некоторые решения могут принимать только родители. Предоставьте ребёнку возможность отдохнуть, переключиться с одного вида деятельности на другой.
*    Требуя чего-то от ребёнка, давайте ему чёткие и ясные указания. Не возмущайтесь, если ребёнок, может чего-то не понял или забыл. Поэтому снова и снова, без раздражения, терпеливо объясняйте суть своих требований. Ребёнок нуждается в повторении.
*    Не требуйте от ребёнка сразу многого, дайте ему постепенно освоить весь набор ваших требований: он просто не может делать все сразу.
*    Не предъявляйте ребёнку непосильных требований: нельзя от него ожидать выполнения того, что он не в силах сделать.
*    Не действуйте сгоряча. Остановитесь и проанализируйте, почему ребёнок ведёт себя так, а не иначе, о чем свидетельствует его поступок.
*    Подумайте, в чем сложность ситуации, в которую попал ребёнок? Чем вы можете ему помочь в этой ситуации? Как поддержать его?
Пусть основным методом воспитания будет ненасилие!
Конечно - дети не всегда ведут себя, как чистые и кроткие ангелы, и воспитывать их - дело очень нелёгкое. Но из всех трудных ситуаций, в которые они порой ставят своих родителей, нужно искать выход без унижения человеческого достоинства детей, без применения обид и, тем более, телесных наказаний

свернуть

Родителям – о насилии над ребенком.

15.01.2024

Человеческое достоинство является одним из главных оснований прав человека. Бывает, что люди (дети и подростки особенно) не могут идентифицировать нарушение прав человека, но чувствуют себя униженными. В любом случае, когда мы чувствуем ущемление человеческого достоинства, можно говорить о нарушении прав человека. Все права и свободы человека, так или иначе, связаны с человеческим достоинством. Поэтому очень важно идентифицировать психологическое насилие детей и в школе и в семье, дать этому понятию четкое определение.

Физическое насилие – любое неслучайное нанесение повреждения ребенку в возрасте до 18 лет родителем, родственником или другим лицом. Эти повреждения могут привести к смерти, вызвать серьезные (требующие медицинской помощи) нарушения физического, психического здоровья или отставание в развитии.

Психическое насилие – воздействие на психику человека путем запугивания, угроз, с тем чтобы сломить волю потерпевшего к сопротивлению, к отстаиванию своих прав и интересов.

Психологическое (эмоциональное) насилие – периодическое длительное или постоянное психическое воздействие родителей (опекунов) или других взрослых на ребенка, приводящее к формированию у него патологических свойств характера или же тормозящее развитие личности.

Психологическим насилием является:

  • - отвержение ребенка, открытое неприятие и постоянная критика ребенка;
  • -оскорбление или унижение его человеческого достоинства;
  • - угрозы в адрес ребенка;
  • - преднамеренная физическая или социальная изоляция ребенка, принуждение к одиночеству;
  • - предъявление к ребенку требований, не соответствующих возрасту или возможностям;
  • - ложь и невыполнение взрослым обещаний;
  • - однократное грубое физическое воздействие, вызвавшее у ребенка психическую травму.
  • - обвинение в адрес ребенка (брань, крики);
  • - принижение его успехов, унижение его достоинства;
  • -длительное лишение ребенка любви, нежности, заботы и безопасности со стороны родителей;
  • - совершение в присутствии ребенка насилия по отношению к супругу или другим детям;
  • - похищение ребенка;
  • -подвергание ребенка аморальным влияниям;
  • - причинение боли домашним животным с целью запугать ребенка.

К чему приводит психологическое насилие, в чем проявляется:

- задержка в физическом, речевом развитии, задержка роста (у дошкольников и младших школьников);

- импульсивность, взрывчатость, вредные привычки (кусание ногтей, вырывание волос), злость;

- попытки совершения самоубийства, потеря смыла жизни, цели в жизни (у подростков);

- уступчивость, податливость;

- ночные кошмары, нарушения сна, страхи темноты, людей, боязнь гнева;

- депрессии, печаль, беспомощность, безнадежность, заторможенность;

- запущенность, отсутствие заботы о детях – невнимание к основным нуждам ребенка в пище, одежде, жилье, медицинском обслуживании, присмотре;

- не растет, не набирает подходящего веса или теряет вес, ребенок постоянно голодает, попрошайничает или крадет пищу;

- брошенный, без присмотра, не имеет подходящей одежды, жилища;

- нет прививок, нуждается в услугах зубного врача, плохая гигиена кожи;

- не ходит в школу, прогуливает школу, приходит в школу слишком рано и уходит из нее слишком поздно;

- устает, апатичен, отклонения в поведении, противоправное поведение.

  1. Никогда не применяйте угроз.

Они ослабляют внутреннее «я» ребенка. Происходит это от таких распространенных обещаний: «Еще раз так сделаешь, и я тебя выпорю — сесть не сможешь!», «Ты у меня дождешься — шкуру спущу» и т.д. Они наполняют душу ребенка чувством страха, беспомощности, а иногда и ненависти.

  1. Никогда не унижайте детей.

Сколько раз вы оскорбите малыша, столько раз вы нанесёте удар по его внутреннему «я» - тому, из чего развивается личность.

  1. Никогда не выдавливайте силой обещание из ребенка не делать то, что вам не нравится.

Если вынуждать его давать обещания, он просто привыкнет с их помощью избегать неприятностей, ничего реально в своем поведении не меняя.

  1. Никогда не требуйте от ребенка немедленного и слепого послушания.

Ребенок — не робот, а человек, с хрупким внутренним устройством. Если он постоянно имеет свободу выбора в разумных пределах, растет в атмосфере уважения к его личности, он станет впоследствии человеком с развитым чувством достоинства, самоуважения и те же качества будет ценить в других людях. В таком же духе станет растить своих собственных детей.

  1. Никогда не требуйте от ребенка того, к чему он не готов в силу возраста.

Если от двухлетнего ребенка требовать того, к чему способен лишь пятилетний, он будет чувствовать свою беспомощность и неприязнь к тем, кто требует от него непосильного.

  1. Никогда не применяйте методы, которые заставляют ребенка чувствовать себя «плохим».

Это происходит, когда родители внушают малышу: «Хороший ребенок так не поступает. Мы с мамой столько для тебя делаем, а ты вот как платишь нам, неблагодарный» и пр.

Ребенка настолько «достают» эти нотации, что он просто «отключается» или находит «блокировки».

Ничто не оправдывает жестокое обращение родителей к своим детям. Ребенок — не раб, родитель — не господин. Ребенок и родитель имеют равные права, в том числе и право быть свободным от страха и насилия. Жестокость родителей порождает жестокость детей — порочный круг замыкается. Дети вырастают и начинают мстить за свое поруганное детство, коверкая жизнь другим людям — эстафета ненависти и жестокости продолжается.

Есть старинная мудрость: «Прежде чем сказать — посчитай до десяти. Прежде чем обидеть — посчитай до ста. Прежде чем ударить — посчитай до тысячи».

В последнем случае лучше сосчитать до миллиона — тогда Вы (отец или мать) окончательно остынете и Вам будет стыдно, что хотели ударить собственного или (чужого) ребенка!

Родители, пожалуйста, образумьтесь! Учитесь владеть собой!

Всё, что достигнуто дрессировкой, нажимом,  насилием – непрочно, неверно и ненадежно…

Януш Корчак

ГУО «Детский сад №8 г.Орши»

свернуть

2

НАСИЛИЕ В СЕМЬЕ – явление распространенное. Причины насилия: ревность, непрощенные обиды, алкоголизм, конфликтные отношения и др. Подвергаться насилию может любой человек, но в семье от насилия чаще всего страдают женщины и дети.

 

    

ВИДЫ   ДОМАШНЕГО   НАСИЛИЯ:

  1. ФИЗИЧЕСКОЕ НАСИЛИЕ – причинение человеку боли посредством пощечин, пинков и ударов. В роли агрессора выступает, как правило, мужчина. Он избивает свою жертву, толкает, угрожает оружием, физически препятствует попыткам выйти из дома, не дает заснуть ночью, портит имущество, швыряет предметы, избивает детей. Угрожает причинить вред другим родственникам или друзьям.
  2. СЕКСУАЛЬНОЕ НАСИЛИЕ – совершение сексуальных действий против воли партнера, принуждение к неприемлемым формам сексуальных отношений, особая жестокость, изнасилование.

 

3

  1. ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ НАСИЛИЕ – оскорбления, крики, грубость, нецензурная брань, критика, манипуляции посредством лжи и несогласия. Агрессор препятствует общению с родственниками и друзьями, унижает на публике, угрожает выгнать из дома, похитить детей или наказать их, не допускает мать к детям.
  2. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ НАСИЛИЕ – контроль над материальными ресурсами семьи, запрет на распоряжение личными деньгами, вымогательство, склонение членов семьи к попрошайничеству, запрет на получение образования и трудоустройство, намеренная чрезмерная трата денежных средств семьи, что приводит к материальному кризису в семье.

В целях оказания помощи лицам, находящимся в кризисном состоянии (жертвам торговли людьми, лицам, пострадавшим от насилия, террористических

4

актов, техногенных катастроф и стихийных бедствий, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей), ГУ «Территориальный центр социального обслуживания населения Оршанского района» предоставляет услугу временного приюта в «кризисной комнате» и оказание психологической, социальной и других видов помощи по мере необходимости.

Основанием для помещения в «кризисную комнату» является направление органов по труду, занятости и социальной защите, образования, здравоохранения, внутренних дел, других государственных организаций, а также обратившихся по собственной инициативе, последующее заключение психолога территориального центра о высокой степени риска домашнего насилия, письменное заявление обратившегося, зарегистрированное в установленном порядке.

            Справки по оказанию услуги временного приюта Вы можете получить по телефонам: 51-03-91, 54-03-48, или по адресу: г. Орша, ул. Владимира Ленина,     д. 43, кабинеты № 5, 19 в отделении социальной адаптации и реабилитации ТЦСОН.

            В случае обращения пострадавшего по вопросу заселения в «кризисную комнату» в нерабочее и ночное время справки по телефонам: 102, 51-83-77.

 

 

5

Список правил, которые должен знать и соблюдать человек в ситуации насилия, чтобы обезопасить себя:

  1. Если начинается приступ агрессии, нужно спрятаться. Спрятаться в такой комнате, из которой потом можно легко выбежать на улицу. Ни в коем случае не запираться в ванной или на кухне.
  2. Вызвать милицию, если под рукой телефон, если нет — кричать, стучать в стены, чтобы слышали соседи.
  3. Придумать контрольное слово и научить ему своих родных и детей, сказать о нем друзьям. Если Вы произносите это слово, то нужно вызвать милицию или попросить соседей позвонить в милицию, если они услышат крики из вашей квартиры.
  4. Иметь на мобильном телефоне кнопку автоматического набора, чтобы одним нажатием позвонить родным или в милицию.
  5. Хранить в известном вам месте «тревожный чемоданчик»: документы, некоторую сумму денег, копию ключей, аптечку, одежду. Нужно, чтобы Вы смогли в случае побега из дома быстро взять его или оставить эти вещи у человека, к которому Вы можете уйти.
  6. Заранее продумать места, куда Вы можете уйти и контакты людей, к которым Вы можете обратиться за помощью.
  7. Если ситуация становится очень опасной, иногда лучше подчиниться требованиям агрессора.

Ни в коем случае нельзя проявлять ответную агрессию. В подобном случае Вы только подкинете в костер дров и это может привести к беде!

 

6

 

Женщина должна помнить ещё и о детях: если насилие переходит и на ребенка, нужно принимать сторону ребенка!

  1. Нужно научить ребёнка, что в случае ухудшения обстановки дома, он должен запереться в своей комнате или уйти на улицу (к соседям, друзьям). В случае сложной ситуации вызвать милицию.
  2. У ребёнка также всегда должен быть с собой мобильный телефон с функцией автоматического набора.
  3. Ребенок не должен пытаться остановить насилие: вступать с агрессором в драку или пытаться закрыть собою маму.

        Если Вашей жизни угрожает опасность, необходимо вызвать милицию, обратиться в ближайшую поликлинику, чтобы снять побои и получить необходимую медицинскую помощь.

   Поделиться своими проблемами можно по телефону «горячей линии» психологической помощи «Понять и помочь»: 54-03-48.

Обращайтесь за помощью в отделение социальной адаптации и реабилитации

по адресу: г. Орша,

ул. Владимира Ленина, д. 43

Кабинеты № 19, 5.

тел. 51-03-91

Государственное учреждение «Территориальный центр

социального обслуживания населения Оршанского района»

 

Отделение социальной адаптации

и реабилитации

 

 

 

свернуть

Воспитание насилием в семье

31.03.2022

Ребёнок – Человек! Этот маленький человек нуждается не в окрике и наказании, а в поддержке и мудром совете родителей, не в жестоком и злом обращении, а в добре, заботе и любви. Но, к сожалению, часто меньше всего любви достаётся нашим самым любимым людям.

Ребёнок ещё не может и не умеет защитить себя от физического насилия и психического давления со стороны взрослого. Но дети учатся у нас поведению, манерам общения, крику, если мы кричим, грубости, если мы грубим, жестокости, если мы это демонстрируем. Ребёнок, который воспитывается в условиях бесправия, никогда не будет уважать прав другого человека.

И, наоборот, доброе, хорошее поведение наших детей порождается только добром. Удивительно, но ненасилие гораздо больше способствует гармоничному развитию ребёнка, чем грубое и жесткое обращение с ним.

Наши необдуманные агрессивные действия по отношению к ребёнку порой могут быть вызваны не проступком ребёнка, а нашей усталостью, неприятностями и неудачами, раздражением и т.д. Гнев, вылитый на ребёнка, ничему его не учит, а только унижает, оскорбляет и раздражает.

Наказывая своего ребёнка физически, родители наивно полагают, что самый короткий путь лежит «через ягодицы», а не через глаза и уши. Добиваясь видимого кратковременного послушания, родители своей жестокостью воспитывают фальшь и обман, притупляют процесс нормального развития ребёнка.

Жестокое обращение с детьми очень часто вызывает у них отнюдь не раскаяние, а совсем другие реакции: страх, возмущение, протест, обиду, чувство оскорблённости, жажду мести и компенсации, разрушение «нравственных тормозов», стремление к обману и изворотливости, агрессивное поведение, снижение самооценки, ненависть к себе и окружающим (если ребёнка часто бьют).

Жестокое обращение с детьми обычно также вызывает задержку их психического и социального развития.

Да, дети не всегда ведут себя как чистые и кроткие ангелы, и воспитывать их – дело очень нелёгкое. Но из всех трудных ситуаций, в которые они порой ставят своих родителей, нужно искать выход без унижения человеческого достоинства детей, без применения оскорблений и тем более телесных наказаний.

Выйти из ситуации, когда вдруг покажется, что нужно применить наказание, или предупредить ситуацию помогут следующие рекомендации:

  1. Прислушивайтесь к своему ребёнку, старайтесь услышать и понять его. Вникните в проблему ребёнка. Не обязательно соглашаться с точкой зрения ребёнка, но благодаря родительскому вниманию он почувствует свою значимость и ощутит своё человеческое достоинство.
  2. Принимайте решение совместно с ребёнком, а также дайте ему право принимать самостоятельные решения: ребёнок охотнее подчиняется тем правилам, которые устанавливал он сам. При этом мы не отрицаем, что некоторые решения могут принимать только родители. Предоставьте ребёнку право выбора, чтобы он реально почувствовал, что волен сам выбирать из нескольких возможностей.
  3. Постарайтесь предупредить ситуацию или изменить её так, чтобы ребёнку не нужно было бы вести себя неправильно.
  4. Предоставляйте ребёнку возможность отдохнуть, переключиться с одного вида деятельности на другой.
  5. Требуя что-то от ребёнка, давайте ему четкие и ясные указания. Но не возмущайтесь, если ребёнок, может быть, что-то не понял или забыл. Поэтому снова и снова, без раздражения, терпеливо разъясняйте суть своих требований. Ребенок нуждается в повторении.
  6. Не требуйте от ребенка сразу многого, дайте ему постепенно освоить весь набор ваших требований: он просто не может делать всё сразу.
  7. Не предъявляйте ребёнку непосильных требований: нельзя от него ожидать выполнения того, что он не в силах сделать.
  8. Не действуйте сгоряча. Остановитесь и проанализируйте, почему ребенок ведет себя так, а не иначе, о чем свидетельствует его поступок.
  9. Подумайте, в чем трудность ситуации, в которую попал ребёнок? Чем вы можете ему помочь в этой ситуации? Как поддержать его?

Пусть основным методом воспитания будет ненасилие!

свернуть

Ответственность родителей и правовые последствия за невыполнения обязанностей по воспитанию детей в рамках семейно-ориентированного подхода

Воспитание – это не только материальное обеспечение, и не только забота о здоровье и питании, - всё гораздо глубже. Родители должны также думать и о том, чтобы у ребёнка было достойное и обеспеченное будущее, и воспитывать его так, чтобы он добился успеха и процветания. Цель большинства родителей состоит в том, чтобы воспитать счастливого, интеллектуального и ответственного ребенка - ребенка, который будет надёжным, верным, уверенным и независимым. Воспитание детей - трудная задача, которая требует много обязательств, чувство ответственности и упорства во время своего процесса. Роль родителей в жизни ребёнка меняется согласно периодам его развития.

Малыши (от года до 2,5 лет): это - возраст, когда дети стремятся изучать всё, что они видят и слышат. Здесь ответственность лежит на родителях, которые должны с самого начала дать ребёнку представление о правильном поведении. Родители должны лелеять, играть, смеяться, любить и учить своих детей.

Десятилетние ребята: это - самый ломкий период жизни. Дети стремятся попасть под влияние окружающей среды, включая друзей, родственников и даже телевидения. Родители должны быть осторожными в направлении своих детей в этом возрасте. В этом возрасте родители должны смеяться и любить, преподавать и дисциплинировать своего ребенка.

Подросток: лучшие результаты воспитания могут быть получены, если родители прекратят вести себя с подростком как родители. Это время, когда приоритеты подростка меняются. Друзья занимают теперь главную важность. Им нужно предоставить пространство, чтобы расти. Их индивидуальность и желание свободы должны уважаться. Родители должны смеяться и любить, преподавать, дисциплинировать и слушать ребенка.

Мы привыкли рассматривать семью как очаг мира и любви, где человека окружают самые близкие и дорогие люди. Однако при более пристальном рассмотрении оказывается, что это не так. Зачастую родители до конца не осознают. Какую роль они играют в воспитании ребенка. Передавая его воспитателям детского сада, учителям школы родители как бы самоустраняются от воспитательного процесса. Между тем семья является главным институтом воспитания, и родители имеют вполне определенные права и обязанности.

Семья все чаще напоминает театр военных действий, арену ожесточенных споров, взаимных обвинений и угроз, нередко доходит и до применения физической силы. Долгое время считалось: все это дела деликатные, внутри - семейные... Но слишком тягостны и обширны последствия такого насилия. Слишком широко и глубоко они отзываются на судьбах взрослых и детей, чтобы это могло оставаться «частным делом». Забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей. Сегодня права детей не редко нарушаются родителями. Между тем, забота о детях - это важнейшая обязанность родителей. В случае невыполнения родителями или лицами их заменяющими, своих обязанностей по отношению к ребенку, а также в случае ненадлежащего их выполнения к ним могут быть применены меры правовой ответственности. Действующее законодательство предусматривает различные меры ответственности родителей и лиц их заменяющих: семейную, административную, гражданскую, уголовную.

Семейно-правовая ответственность: Родители обязаны заботиться о физическом, духовном и нравственном развитии детей, об их здоровье, образовании и подготовке к самостоятельной жизни в обществе (ст. 75 КоБС).

Родители несут ответственность за ненадлежащее воспитание и содержание детей. Воспитание и содержание ребенка признаются ненадлежащими, если не обеспечиваются права и законные интересы ребенка, в том числе, если ребенок нахо­дится в социально опасном положении. Под социально опасным положением понимается обстановка, при которой:

- не удовлетворяются основные жизненные потребности ребенка (не обеспечиваются безопасность, надзор или уход за ребенком, потребности ребенка в пище, жилье, одежде, получение ребенком необходимой медицинской помощи, не создаются санитарно-гигиенические условия для жизни ребенка, а также в жилых помещениях, в которых печи, теплогенерирующие агрегаты, газовое оборудование, электрические сети и др. не соответствуют техническим нормативным правовым актам либо эксплуатационной документации на них, демонтированы или неисправны устройства автоматического обнаружения и оповещения о пожаре и т.д.);

- родители систематически не выполняют рекомендации медицинский работников по диагностике, лечению и медицинской реабилитации ребенка, что может угрожать их жизни и здоровью;

- родители препятствуют получению ребенком обязательного общего базового образования;

- родителями не обеспечивается надзор за поведением ребенка и его образом жизни, вследствие чего ребенок совершает деяния, содержащие признаки административного правонарушения или преступления;

- лица, принимающие участие в воспитании и содержании ребенка, ведут аморальный образ жизни, что оказывает вредное воздействие на ребенка, зло­употребляют своими правами и (или) жестоко обра­щаются с ним либо иным образом ненадлежаще выполняют обязанности по воспитанию и содержанию ребенка, в связи с чем имеет место опасность для его жизни или здоровья (ст. 67 КоБС).

К родителям применяют административные меры (объявить предупреждение, возложить обязанность загладить причиненный вред или наложить денежный штраф) за:

- невыполнение родителями или лицами, их заменяющими, обязанностей по воспитанию несовершеннолетних детей, повлекшее совершение несовершен­нолетним в возрасте до 16 лет деяния, содержащего признаки правонарушения (ст.9.4. КоАП);

(Статьей 9.4 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за невыполнение родителями или лицами, их заменяющими, обязанностей по воспитанию детей, повлекшее совершение несовершеннолетним деяния, содержащего признаки административного правонарушения либо преступления, но не достигшим ко времени совершения такого деяния возраста, с которого наступает административная или уголовная ответственность за совершенное деяние. Санкция данной статьи предусматривает наложение взыскания в виде предупреждения или штрафа в размере до десяти базовых величин, при повторном привлечении в течение года по этой же статье штраф составляет от 10 до 20 базовых величин.  Для тех родителей, кто не выполняет свои обязанности, безразличен к безопасности своих детей, Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях дополнен статьей 17.13 «Неисполнение обязанностей по сопровождению или обеспечению сопровождения несовершеннолетнего в ночное время вне жилища». Соответствующее правонарушение влечет предупреждение или наложение штрафа в размере до двух базовых величин, а то же деяние, совершенное повторно в течение одного года после наложения административного взыскания за такое же нарушение, - наложение штрафа в размере от двух до пяти базовых величин.)

- совершение подростками в возрасте до 16 лет нарушений правил дорожного движения (18.23. Ко­АП);

- за появление детей в общественных местах в пьяном виде, а равно за распитие ими спиртных на­питков или в связи с совершением других правона­рушений (17.3. КоАП).

В каких случаях родители несут уголовную ответственность?

- за вовлечение несовершеннолетнего в система­тическое употребление спиртных напитков и одурма­нивающих веществ (ст. 173 УК);

- за вовлечение в занятие проституцией, бродяж­ничеством или попрошайничеством (ст. 173 УК);

- за уклонение от уплаты средств на содержание детей (ст. 174 УК).

Гражданско-правовая ответственность: Кто несет ответственность за вред, причиненный ребенком в возрасте до 14 лет? За вред, причиненный несовер­шеннолетним, не достигшим четырнадцати лет (малолетним), отвечают его родители, усыновители или опекун, если не докажут, что вред возник не по их вине (ст. 956 ГК).

Кто несет ответственность за вред, причиненный подростком в возрасте от 14 до 18 лет? Сам подрос­ток. Если несовершеннолетний, причинивший вред в возрасте от 14 до 18 лет, не располагает необходи­мыми средствами, вред полностью или в недостаю­щей части может быть взыскан с родителей или опе­кунов, если они не докажут, что вред возник не по их вине. Но, если при достижении совершеннолетия, у причинителя вреда появилось достаточное имущество, вред будет возмещен из этого имущества (ст. 956 ГК).

Кто и при каких обстоятельствах может лишить родителей родительских прав или ограничить их в правах? Родители могут быть лишены родительских прав по решению суда, если они (ст. 80 КоБС) уклоняются от выполнения обязанное родителей, в том числе уклоняются от уплаты алиментов; злоупотребляют родительскими правами и т.д.

При непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью комиссия по делам несовершеннолетних выносит решение об отобрании выполняя функции органов опеки и попечительства. С учетом интересов ребенка суд может отобрать ребенка у родителей без лишения родительских прав (ограничение родительских прав).

Что влечет за собой лишение родительски прав? Родители, лишенные родительских прав или ограниченные в правах, теряют права, основанные на факте родства с ребенком, а также право на льготы и государственные пособия, установленные для граждан, имеющих детей.

Лишение родительских прав не освобождает родителей от обязанностей по содержанию ребенка (ст. 82 КоБС).

К сожалению, у нас немало родителей, которые уклоняются от своих прямых обязанностей. На родительские собрания ходят в основном женщины. Мужского влияния на сыновей и дочерей не хватает и в школе и в семье. Порой трудно понять тех, кто после рождения ребенка, переложив его воспитание на бабушкины плечи, про должает жить так, будто бы ничего в собственной жизни не изменилось. Зачем вообще ребенок если он не становится главным содержанием наших мыслей и чувств.

Права и обязанности родителей своими корнями уходят в область нравственности. Чем прочнее моральный фундамент бережного отношение родителей к своим несовершеннолетним детям, тем больше оснований считать, что с выполнением, как родительских прав, так и родительски обязанностей все будет обстоять благополучно.

 

 

 

свернуть

Профилактика преступлений против половой неприкосновенности

Преступления против жизни, здоровья, половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетних являются общественно опасным явлением и представляют собой одну из наиболее опасных форм антисоциального поведения, и данный тезис не требует особых доказательств.
развернуть

Вред, причиненный ребенку в результате насильственных преступлений, приводит к отклонениям в нравственном и психофизическом развитии несовершеннолетних и представляет угрозу для его будущего.

Результативность предупреждения и профилактики преступлений против половой свободы несовершеннолетних весьма сильно осложняется множеством обстоятельств, среди них:

  • особенности организма несовершеннолетних – их психология и физиология. Дети зачастую просто не в состоянии осознать, что над ними было совершено насилие, либо скрывают это всеми возможными способами, боясь отрицательной реакции со стороны родителей и других близких лиц.
  • прямая зависимость потерпевших несовершеннолетних от преступника. Субъекты преступления в этом случае могут выступать блокирующем фактором - использовать все возможные средства для того, чтобы о преступлении никто не узнал.

Справочно: Сексуальное насилие - любой контакт или взаимодействие между ребенком и человеком, старше его по возрасту, в котором ребенок сексуально стимулируется или используется для сексуальной стимуляции. Это:

  • ласка и трогание запретных частей тела, эротизированная забота;
  • демонстрация половых органов, использование ребенка для сексуальной стимуляции взрослого (развратные действия);
  • изнасилование в обычной форме, орально-генитальный и анально-генитальный контакт.

Сексуальная эксплуатация - порнографические фотографии и фильмы с участием детей, проституция.

Следует отметить, что уголовные дела данной категории являются в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством делами публичного обвинения, т.е. возбуждаются независимо от наличия заявления потерпевшей (потерпевшего) и не подлежат прекращению в случае примирения сторон.

В уголовном законодательстве данные виды преступлений выделены в отдельную главу «Преступления против половой неприкосновенности и половой свободы».


Наиболее часто несовершеннолетние признаются потерпевшими при расследовании уголовных дел, возбужденных по ст.ст.166, 167, 168, 169 УК Республики Беларусь и других.

Статья 166. Изнасилование

1. Половое сношение вопреки воле потерпевшей с применением насилия или с угрозой его применения к женщине или ее близким либо с использованием беспомощного состояния потерпевшей (изнасилование) – наказывается ограничением свободы на срок до четырех лет или лишением свободы на срок от трех до семи лет.
2. Изнасилование, совершенное повторно, либо группой лиц, либо лицом, ранее совершившим действия, предусмотренные статьей 167 настоящего Кодекса, либо изнасилование заведомо несовершеннолетней – наказывается лишением свободы на срок от пяти до тринадцати лет.
3. Изнасилование заведомо малолетней или изнасилование, повлекшее по неосторожности смерть потерпевшей, либо причинение тяжких телесных повреждений, либо заражение ВИЧ, либо иные тяжкие последствия, – наказывается лишением свободы на срок от восьми до пятнадцати лет.

Статья 167. Насильственные действия сексуального характера

1. Мужеложство, лесбиянство или иные действия сексуального характера, совершенные вопреки воле потерпевшего (потерпевшей) с применением насилия или с угрозой его применения либо с использованием беспомощного состояния потерпевшего (потерпевшей), – наказываются ограничением свободы на срок до четырех лет или лишением свободы на срок от трех до семи лет.
2. Те же действия, совершенные повторно, либо лицом, ранее совершившим изнасилование, либо группой лиц, либо в отношении заведомо несовершеннолетнего (несовершеннолетней), – наказываются лишением свободы на срок от пяти до тринадцати лет.
3. Действия, предусмотренные частями 1 или 2 настоящей статьи, совершенные в отношении заведомо малолетнего (малолетней), либо повлекшие по неосторожности смерть потерпевшего (потерпевшей), либо причинение тяжких телесных повреждений, либо заражение ВИЧ, либо иные тяжкие последствия, – наказываются лишением свободы на срок от восьми до пятнадцати лет.

Статья 168. Половое сношение и иные действия сексуального характера с лицом, не достигшим шестнадцатилетнего возраста

1. Половое сношение, мужеложство, лесбиянство или иные действия сексуального характера, совершенные лицом, достигшим восемнадцатилетнего возраста, с лицом, заведомо не достигшим шестнадцатилетнего возраста, при отсутствии признаков преступлений, предусмотренных статьями 166 и 167 настоящего Кодекса, – наказываются ограничением свободы на срок до четырех лет или лишением свободы на тот же срок со штрафом.
2. Те же действия, совершенные лицом, ранее совершившим преступления, предусмотренные настоящей статьей, статьями 166 или 167 настоящего Кодекса, либо лицом, на которое возложены обязанности по воспитанию, содержанию, обеспечению безопасности жизни и здоровья несовершеннолетнего, либо группой лиц, – наказываются лишением свободы на срок от трех до десяти лет.

Статья 169. Развратные действия

1. Развратные действия, совершенные лицом, достигшим восемнадцатилетнего возраста, в отношении лица, заведомо не достигшего шестнадцатилетнего возраста, при отсутствии признаков преступлений, предусмотренных статьями 166, 167 и 168 настоящего Кодекса, – наказываются арестом или лишением свободы на срок от одного года до трех лет.

2. Те же действия, совершенные с применением насилия или с угрозой его применения, – наказываются лишением свободы на срок от трех до шести лет.

Большинство родителей, педагогов и психологов боятся обсуждать тему сексуального насилия больше, чем жертва. В беседах с детьми они не задают правильные вопросы на эту тему, а иногда и не слышат, когда они намекают им о совершенном насилии. В то же время, как показывает практика, даже при наличии объективной информации все внимание сосредотачивается, как правило, на преступнике, тогда как жертва нуждается в первую очередь во внимании и необходимой социальной, психологической и медицинской помощи.

Признаки сексуального насилия у детей и подростков

В случае сексуального насилия или действий сексуального характера изменения могут произойти как в поведении ребенка, так и в его физическом и психологическом состоянии.

Физические признаки:

Оральные симптомы: экзема, дерматит, герпес на лице, губах, в ротовой полости, кроме этого, может быть отказ от еды (анорексия) или наоборот - переедание (булимия).

Анальные симптомы: повреждения в прямой кишке, покраснение ануса, варикозные изменения, ослабление сфинктера, запоры.

Вагинальные симптомы: нарушение девственной плевы, расширение влагалища, свежие повреждения (раны, ссадины), сопутствующие инфекции.

Кроме этого, признаками сексуального насилия над ребенком являются:

  • порванное, запачканное или окровавленное нижнее белье;
  • гематомы (синяки) в области половых органов;
  • кровотечения, необъяснимые выделения из половых органов;
  • гематомы и укусы на груди, ягодицах, ногах, нижней части живота, бедрах;
  • боль в нижней части живота;
  • повторяющиеся воспаления мочеиспускательных путей;
  • болезни, передающиеся половым путем;
  • беременность.

Изменения в поведении ребенка

Изменения в выражении сексуальности ребенка:

  • чрезвычайный интерес к играм сексуального содержания;
  • поразительные для этого возраста знания о сексуальной жизни;
  • соблазняющее, особо завлекающее поведение по отношению к противоположному полу и взрослым;
  • сексуальные действия с другими детьми (начиная с младшего школьного возраста);
  • необычная сексуальная активность: сексуальное использованием младших детей; мастурбация (начиная с дошкольного возраста), отирание половых органов о тело взрослого.

Изменения в эмоциональном состоянии и общении ребенка:

  • замкнутость, изоляция, уход в себя;
  • депрессивность, грустное настроение;
  • отвращение, стыд, вина, недоверие, чувство испорченности;
  • частая задумчивость, отстраненность (встречается у детей и подростков, начиная с дошкольного возраста);
  • истерическое поведение, быстрая потеря самоконтроля;
  • трудности в общении с ровесниками, избегание общения с ними, отсутствие друзей своего возраста или отказ от общения с прежними друзьями;
  • отчуждение от братьев и сестер;
  • терроризирование младших и детей своего возраста;
  • жестокость по отношению к игрушкам (у младших детей);
  • амбивалентные чувства к взрослым (начиная с младшего школьного возраста).

Изменения личности и мотивации ребенка, социальные признаки:

  • неспособность защитить себя, непротивление насилию и издевательству над собой, смирение;
  • резкое изменение успеваемости (хуже или гораздо лучше);
  • прогулы в школе, отказ и уклонение от обучения, посещения учреждения дополнительного образования, спортивной секции;
  • принятие на себя родительской роли в семье (по приготовлению еды, стирке, мытью, ухаживанию за младшими и их воспитанию);
  • отрицание традиций своей семьи вследствие несформированности социальных ролей и своей роли в ней, вплоть до ухода из дома (характерно для подростков).

Изменения самосознания ребенка:

  • падение самооценки;
  • мысли о самоубийстве, попытки самоубийства.
  • Появление невротических и психосоматических симптомов:
  • боязнь оставаться в помещении наедине с определенным человеком;
  • боязнь раздеваться (например, может категорически отказаться от участия в занятиях физкультурой или плаванием, или снимать нижнее белье во время медицинского осмотра).

Конечно, выявив у ребенка какой-либо из этих признаков, не стоит сразу подозревать насилие, но если они присутствуют в комплексе, на такого ребенка стоит обратить внимание и деликатно расспросить его о том, что происходит в его жизни. Если же ваши опасения подтвердились, то необходимо сразу же сообщить о преступлении в органы внутренних дел, а ребенку должна быть оказана профессиональная психологическая, медицинская и иная помощь.

Если же помощь не оказана вовремя, ребенок остается один на один со своей проблемой. Психологические травмы детства оказывают сильное влияние на всю последующую жизнь человека, формирование его характера, будущую сексуальную жизнь, психическое и физическое здоровье, на адаптацию в обществе в целом.

свернуть

Лекция для родителей "Безопасное Детство"

В современном мире вопрос безопасности детей всё более выступает на первый план среди множества социальных вопросов, волнующих нас сегодня. Что мы знаем о личной безопасности наших детей? Какова наша роль в её формировании?
развернуть

С помощью каких способов возможно научить ребёнка таким важным на сегодняшний день правилам безопасности?

     Для начала я хочу предложить Вам небольшой опросник, ответы на вопросы которого помогут понять истинную ситуацию освещения вопроса личной безопасности в Вашей семье. Необходимо отметить те ответы, которые Вам более всего близки (в первой части опросника), вторую часть опросника предложите заполнить ребёнку (или прочтите ему вопросы). Не подбирайте «правильных» ответов, будьте честны с собой, это даст Вам возможность реально взглянуть на аспекты безопасности своего ребёнка.  В настоящее время, по мнению большинства, за безопасность детей «отвечает» школа, где в программу включено обучение некоторым правилам личной безопасности. Но, на мой взгляд, наибольшую значительность для ребёнка представляет родительская позиция и взгляды мамы и папы на правила безопасности. Могу предположить, что родителям иногда мешают поговорить с ребёнком о безопасности собственные страхи, то есть действует принцип «не накликать бы беду», «с моим ребёнком ничего плохого не случится». К сожалению, этот подход не защищает от опасности. Выход есть: посмотреть в глаза собственным родительским страхам за жизнь и здоровье ребёнка и открыто и в доступной форме провести столь важную детско-родительскую беседу о личной безопасности (а возможно и не одну). Теперь поговорим о том, как правильно это сделать и что важно сказать.

     Не стоит переусердствовать и обрисовывать в красках все возможные опасности, подстерегающие ребёнка в этом «страшном» мире на каждом шагу. Наша цель не запугать ребёнка, чтобы он боялся выйти на улицу (что нередко встречается), а научить – спокойному, уверенному и безопасному поведению на улице. Устрашение не работает, это миф. Приведу простой пример: что лучше действует на Ваш взгляд, когда ребёнок боится уличного движения или когда он обучен правилам безопасного перехода улицы? Ответ очевиден. Тот же принцип относится ко всем сферам детской безопасности.

      Существуют две важные составляющие, которые являются гарантом личной безопасности ребёнка: раннее развитие в ребёнке чувства собственного достоинства (а не страх!) и налаживание гармоничных и доверительных отношений с ребёнком (другими словами, контакта). В моей практике работы с семьями доверительный контакт между родителями и ребёнком часто отсутствует, а это, в свою очередь, может являться причиной утаивания ребёнком опасной для него информации, которая касается сохранения его личной безопасности. В любой ситуации ребёнку надо помочь «разобраться», используя зрительный контакт, навыки активного слушания, повторение сказанных им фраз («Я правильно тебя поняла, ты сейчас говорил о...?»), отражение возможных чувств («В этот момент тебе было страшно..?»).

        Полезные способы освещения темы личной безопасности для ребёнка. Важно:

  • Использовать вместо «страшилок» вроде «В парке опасно!», «Тебя могут похитить!», конкретные и понятные рекомендации типа: «Если кто-то подойдёт к тебе, то следует…», «Ты можешь обратиться за помощью…», «Есть такие люди, которые могут сделать вот так…».
  • Не перегружать информацией, особенно негативного характера. Дополнительную информацию добавлять, основываясь на реакции ребёнка на Ваши слова и его возможные вопросы.
  • Все оговорённые правила безопасности написать на отведённом специально для них листе и повесить дома на видном месте, или дать в уменьшенном варианте ребёнку с собой.
  • С возраста 5-6 лет ребёнок должен чётко знать своё имя и фамилию, адрес проживания. А также телефоны экстренной помощи, запомнить которые можно в любой игровой форме.
  • Хвалить ребёнка, давать ему достаточно поддержки и одобрения, обнимать. Существует доказанный факт: дети с низкой самооценкой – лёгкая добыча преступников.
  • Обучать навыкам личной безопасности соответственно возрасту ребёнка. В дошкольном возрасте – в игровой форме: проигрывание различных ситуаций, можно с игрушками или с помощью кукольных представлений, давая ребёнку возможность «поиграть» и за «нарушителя»; либо открытый диалог с использованием простых и понятных примеров (в том числе сказок и историй, детских телепередач, книг). Прекрасно иллюстрируют тему детской безопасности всем известные сказки: «Красная Шапочка», «Волк и семеро козлят», «Три поросёнка» др.. В младшем школьном возрасте обучение навыкам личной безопасности лучше проводить в форме беседы с четкими и понятными инструкциями. Также есть и другие возможности: использовать вышеупомянутый «плакат с правилами»; рисовать ситуации с «правильным, безопасным» поведением. Полезен метод «ориентации на местности»: на улице обращайте внимание ребёнка на ситуации и места с точки зрения «правильного» восприятия и поведения. В старшем школьном возрасте на первый план выступает выстраивание и сохранение доверительного контакта с ребёнком, который является залогом его безопасности в этот период. Избегайте «авторитарной», указывающей позиции в обсуждении правил безопасности.       К сожалению, преступления, в которых страдают дети, случаются ежедневно во всех уголках земли. От суровой действительности сложно спрятаться. Как бы не было нам, родителям, нелегко и иногда даже стыдно, говорить с детьми о вопросах безопасности (особенно касательных защиты от сексуального насилия), мы должны это сделать, так как только родители могут действительно «научить» ребёнка личной безопасности, быть уверенным и осторожным, ценить свою жизнь. Успехов Вам!
свернуть

Как обезопасить себя и своих детей в сети Интернет

Интернет является прекрасным источником для новых знаний, помогает в учебе, занимает досуг. Но в то же время, Сеть таит в себе много опасностей. Обязательно нужно поговорить с детьми, объяснить, что могут возникать различные неприятные ситуации и то, как из них лучшим образом выходить.
развернуть

Помните, что безопасность ваших детей в Интернете, на 90% зависит от вас.Напомните детям, что каждый компьютер, ноутбук имеет персональный IP-адрес. Поэтому всегда очень легко установить адрес и данные пользователя.

 

Как защитить детей от негативной информации?

В связи с развитием новых технологий в области виртуального пространства, в том числе с распространением сети Интернет, возникла проблема, связанная с доступом несовершеннолетних к информации сомнительного содержания и противоречащей общепринятой этике. В настоящее время любой человек, в том числе и несовершеннолетний, владеющий знаниями в области компьютерных технологий, может получить доступ к данным, хранящимся в Интернете, или создать свой собственный веб-ресурс. Отсутствие контроля со стороны родителей за использованием детьми сети Интернет - одна из причин доступности негативной информации несовершеннолетним.

Памятка родителям по безопасному использованию детьми сети Интернет.

 Основные правила, которые помогут оградить Ваших детей от информации сомнительного содержания и противоречащей общепринятой этике, позволят избежать детям проблем с законом.

Правило №1.   Родители должны знать интересы и цели детей, которые используют сеть Интернет.

Правило №2.  Рекомендуется допускать использование сети Интернет детьми в присутствии взрослых. Доступ к данному информационному ресурсу должен быть эффективным и безопасным.

Правило №3. Необходимо исключить доступ детей к ресурсам сети Интернет, содержание которых противоречит законодательству РБ, может оказать негативное влияние на несовершеннолетних (информацию, пропагандирующую порнографию, культ насилия и жестокости, наркоманию, токсикоманию, антиобщественное поведение, сайты, содержащие описание или изображение убийств, мертвых тел, насилия и т.п.).

Правило №4.   В случае самостоятельного доступа детей к сети Интернет, родители должны контролировать использование информации несовершеннолетними. О характере и объеме информации, полученной детьми в интернет – ресурсах, необходимо узнавать в «Журнале обозревателя» программы «InternetExplorer». Как ограничить доступ детей к негативной информации в сети Интернет? С целью ограничения доступа детей к «вредным» материалам родители и другие члены семьи могут установить на компьютеры программу «Касперский Интернет секьюрити 2010»: в настройке программы применить вкладку «Родительский контроль», при этом произойдет блокировка информации, связанной с порнографическими сюжетами, жестокостью, нецензурной лексикой и др., оказывающей негативное влияние на детей и подростков.

Правила №5. Расскажите детям о порнографии в Интернете. Каждый, кто пользуется социальными сетями, должен помнить, что информация о комментариях, отметках «лайк», нажатии кнопки «Поделиться с друзьями» становится достоянием друзей пользователя, а то и друзей его друзей. То есть определённый круг людей сможет увидеть, какая фотография, видеоролик, картинка или текст заинтересовали того или иного пользователя. Более того, многие приложения сети работают таким образом, что комментарии отображаются на личных страницах со ссылкой на ресурс самих комментаторов автоматически. А за всё, что размещено на их личных страницах, пользователи несут полную ответственность. Напомните детям, что размещая к себе какой-либо контент, они фактически его рекламируют, делают доступным широкому кругу пользователей. В случае с порнороликами – рекламируете порнографию, то есть занимаетесь её распространением. А это преступление!

Как распознать интернет и игровую зависимость

Сегодня все более актуальны проблемы так называемой «интернет-зависимости» (синонимы: интернет-аддикция, виртуальная аддикция) и зависимости от компьютерных игр («геймерство»). Первыми с ними столкнулись врачи-психотерапевты, а также компании, использующие в своей деятельности Интернет и несущие убытки, в случае, если у сотрудников появляется патологическое влечение к пребыванию онлайн.

Согласно исследованиям Кимберли Янг, предвестниками интернет-зависимости являются:

  • навязчивое стремление постоянно проверять электронную почту;
  • предвкушение следующего сеанса онлайн;
  • увеличение времени, проводимого онлайн;
  •  увеличение количества денег, расходуемых онлайн.

Если Вы считаете, что Ваши близкие, в том числе дети, страдают от чрезмерной увлеченности компьютером, это наносит вред их здоровью, учебе, отношениям в обществе, приводит к сильным конфликтам в семье, то Вы можете обратиться к специалистам, занимающимся этой проблемой. Они помогут построить диалог и убедить зависимого признать существование проблемы и согласиться получить помощь.

Может ли ваш ребенок стать интернет-зависимым?

Не забывайте, что Интернет это замечательное средство общения, особенно для стеснительных, испытывающих сложности в общении детей. Ведь ни возраст, ни внешность, ни физические данные здесь не имеют ни малейшего значения. Однако этот путь ведет к формированию Интернет-зависимости. Осознать данную проблему весьма сложно до тех пор, пока она не становится очень серьезной. Да и кроме того, факт наличия такой болезни как Интернет-зависимость не всегда признается. Что же делать?Установите правила использования домашнего компьютера и постарайтесь найти разумный баланс между нахождением в Интернет и физической нагрузкой Вашего ребенка. Кроме того, добейтесь того, чтобы компьютер стоял не в детской комнате, а в комнате взрослых. В конце концов, посмотрите на себя, не слишком ли много времени вы проводите в Интернете.

Рекомендации по защите детей в Интернете

Все мы желаем своим детям счастливого и безопасного будущего, которого они, безусловно, заслуживают. Поэтому начинайте действовать прямо сейчас!

Пользуйтесь Интернетом сообща. Зная, какие ресурсы посещает Ваш ребенок, Вы сможете защитить его, а Ваши разговоры об этом принесут больше пользы. Совместное времяпровождение в Сети (например, игры) позволит вам учиться друг у друга.

Не разрешайте детям пользоваться Всемирной паутиной в уединении. Держите устройства с доступом в Интернет в общих комнатах: ребенок будет лучше контролировать свои действия, поскольку будет понимать, что Вы рядом.

Если Вы не можете лично следить за активностью ребенка в Сети, используйте технологии родительского контроля.

Ограничивайте время пользования Интернетом. Детям нужны рамки. Договоритесь, сколько времени им разрешено проводить онлайн, и придерживайтесь этого лимита. Чтобы ребенок развивался гармонично, его занятия должны быть разнообразными. Об этом знают и разработчики, поэтому большинство операционных систем позволяют настраивать таймер для выхода в Сеть, а приложения родительского контроля – создавать такой таймер для каждой программы отдельно.

Объясните детям, что в любой соцсети есть возможность пожаловаться модераторам на нежелательный контент. Научите их пользоваться этой опцией, а также удалять оскорбительные комментарии и записи на их стене и тут же сообщать Вам о любых неприятных инцидентах в Интернете. Так они лучше усвоят правила поведения в Сети и получат ощущение контроля над ситуацией.

Объясните детям, что в Интернете обращаться с информацией следует аккуратно, как и в реальной жизни. Рассказывать всем подряд, где они живут и в какой школе учатся, не стоит ни на улице, ни на стене «ВКонтакте».

Регулярно обсуждайте с детьми их онлайн-опыт. Уделяйте разговорам с ребенком, скажем, десять минут перед сном. Обсуждайте, как прошел его день и что хорошего или плохого произошло в Сети. Интересуйтесь тем, что их волнует, и искренне принимайте их сомнения и тревоги. Старайтесь выстроить ваши отношения так, чтобы дети знали: они могут в любой момент поделиться с вами переживаниями.

Не осуждайте! Иногда дети все таки умудряются попасть в неприятности. В таких случаях ваша реакция имеет очень большое значение. Не сердитесь, а помогите ребенку понять, как ему поступать в дальнейшем, и убедитесь, что урок усвоен верно.

Поговорите с детьми начистоту: информация, которую они отправляют в Сеть, может остаться там навсегда. Расскажите, что может произойти, если опубликованную фотографию увидит учитель или бабушка, и какое значение она будет иметь, когда ребенок вырастет и займет престижную должность. Дети должны понимать, какие последствия имеют те или иные действия в Интернете.

Повышайте уровень собственных знаний. Имея подробное представление о виртуальном мире, вы сможете более уверенно беседовать о нем с детьми. Не ленитесь: зарегистрируйтесь во всех соцсетях, которыми пользуется ваш ребенок, добавьте его в друзья, просматривайте его посты, список друзей и сообщества, в которых он состоит. Читайте статьи о безопасности в Сети, играйте с ребенком в игры, которые он любит (да-да, вот эти «стрелялки»). Будьте частью того мира, где ребенок проводит время, тогда он будет охотнее делиться с Вами подробностями своей онлайн-жизни и прислушиваться к Вашим советам.

свернуть