Закон «Об обращении с отходами»

Депозитная (залоговая) система обращения потребительской упаковки

Депозитная (залоговая) система обращения потребительской упаковки

Предложения по внедрению депозитно-залоговой системы (ДЗС) обращения потребительской упаковки в Беларуси высказывались с разной периодичностью с 2011 года. Пик обсуждения был достигнут в 2018–2020 годах. Планировалось, что введение депозитной системы сбора тары должно произойти до конца 2021 года. Но как следует из постановления Совмина № 759 от 24 декабря 2021, теперь внедрение ДЗС продлено до 2024 года включительно

Что такое депозитно-залоговая система?

Суть системы сводится к тому, что при покупке воды или напитков в одноразовой таре человек уплачивает за упаковку сумму залога, а при возврате пустой упаковки сумма залога возвращается потребителю. Размер депозита предполагалось установить на уровне 20 копеек за единицу упаковки. Речь шла про пластиковые, стеклянные бутылки и металлические банки емкостью не более 3 литров. Сумму залога планировалось включать в стоимость товара и отдельно указывать в ценниках.

Как правило, сбор упаковки осуществляется в магазинах при помощи тароматов. Их количество в Беларуси планируют довести до трех тысяч. Для возврата залога потребитель должен поднести пустую бутылку к сканеру таромата. Он считает штрих-код, оценит вес и форму упаковки и после этого выдаст чек. Его можно сразу обналичить на кассе либо использовать в зачет стоимости покупки. Также обсуждалась возможность пожертвовать эти средства на благотворительность либо перевести их на телефон.

Какие цели власти преследуют этой системой?

Цели самые благородные — забота об экологии. Предполагается, что внедрение ДЗС позволит увеличить в 2,1–2,4 раза сбор отходов упаковки, в первую очередь пластиковых бутылок (в 3–3,3 раза), снизить объем захоронения коммунальных отходов, дополнительно собрать и переработать не менее 85 000 тонн отходов стекла, 23 000 тонн пластиковых отходов и 360 тонн отходов алюминия.

Власти хотят стимулировать население возвращать использованную упаковку в место сбора. Депозитная система должна дать Беларуси не менее 80% сбора упаковки. А сейчас, например, собирается 25–30% ПЭТ-тары.

 

При работе депозитной системы в мире собирают до 99% всей тары, вовлеченной в эту систему. Потому что каждый заинтересован вернуть потраченные деньги обратно.

Минимизация затрат на сбор и сортировку вторсырья со временем может снизить тарифы для населения по платежам за отходы.

Сколько стоит внедрение ДЗС?

Для создания системы предлагалось привлечь инвестора, имеющего опыт создания и эксплуатации ДЗС. На инициативу откликнулись компании с немецким, норвежским и французским капиталом.

Как следует из госпрограммы «Комфортное жилье и благоприятная среда» на 2021–2025 годы, внедрение депозитной системы сбора потребительской упаковки в 2021–2024 годах будет стоить свыше 300 млн рублей. Из них средства инвесторов составят 187,6 млн рублей, кредитные ресурсы — 119,7 млн. При этом только на закупку оборудования необходимо 35-40 млн евро.

Инвестор сможет окупать проект за счет нескольких источников. Во-первых, все производители товаров в одноразовой упаковке будут платить сбор (примерно 7 копеек за каждую единицу). Кроме того, инвестор сможет выручить деньги за счет продажи переработчикам отходов ПЭТ, стекла, алюминия. Надо также учитывать, что часть упаковки, за которую внесен залог, не возвращается потребителями. То есть это тоже источник дохода инвестора.

свернуть

Снижение использования полимерной упаковки и переход на экологически безопасную упаковку

План мероприятий по поэтапному снижению использования полимерной упаковки с ее замещением на экологически безопасную утвержден постановлением Совета Министров от 13 января 2020 года № 7.

Поэтапное снижение использования полимерной упаковки и переход на экоупаковку будет проходить в течение трех лет — по 2023 год. В плане по поэтапному снижению использования полимерной упаковки с ее замещением на экологически безопасную сказано, что при проведении массовых мероприятий отходы будут собираться раздельно. Кроме этого, Правительство собирается увеличить объемы производства экологически безопасной (в том числе бумажной, стеклянной, биоразлагаемой) упаковки.

МАРТ вместе с заинтересованными определили перечень одноразовой пластиковой посуды. Также ведутся работы по экономическому стимулированию для перехода на экоупаковку.

В области проведения научных исследований предполагается реализовать план действий по созданию технологии и производства биоразлагаемой упаковки из растительного сырья.

Продлены сроки поэтапного снижения использования полимерной упаковки

Постановление Совмина от 24.12.2021 № 749 скорректировало постановление от 13.01.2020 № 7 «О поэтапном снижении использования полимерной упаковки».

Продлены сроки выполнения плана мероприятий, направленных на поэтапное снижение использования полимерной упаковки с ее замещением на экологически безопасную упаковку. Постановление № 749 вступило в силу с 29 декабря 2021 г.

свернуть

Обращение с отходами

Обращение с отходами

Минприроды осуществляет меры по реализации единой государственной политики в области обращения с отходами, обеспечивает разработку и выполнение планов и мероприятий по обращению с отходами.

Совместно с территориальными органами Минприроды постоянно ведется работа по осуществлению государственного контроля за обращением с отходами, недопущением захоронения вторичных материальных ресурсов, по выявлению несанкционированных мест размещения отходов, соблюдением схем обращения с коммунальными отходами. 

Минприроды координирует работу по реализации в Республике Беларусь положений Стокгольмской конвенции о стойких органических загрязнителях и Базельской конвенции о контроле за трансграничным перемещением опасных отходов и их удалением. 

В целях реализации положений Стокгольмской конвенции о стойких органических загрязнителях 27 июня 2011 г. был принят Указ Президента Республики Беларусь № 271 «Об утверждении Национального плана выполнения обязательств, принятых Республикой Беларусь по реализации положений Стокгольмской конвенции о стойких органических загрязнителях, в 2011 – 2015 годах», стратегической целью которого являлось обеспечение охраны здоровья человека и окружающей среды от воздействия стойких органических загрязнителей.

Для решения проблемных вопросов, связанных со стойкими органическими загрязнителями, Республике Беларусь выделено финансирование Глобального экологического фонда для реализации двух крупномасштабных проектов по управлению опасными веществами (отходами) с общим объемом финансирования более 12 млн. долл. США.

Во исполнение требований Базельской конвенции о контроле за трансграничным перемещением опасных отходов и их удалением Минприроды принимает участие в выработке мероприятий по сближению мер нетарифного регулирования в экологической сфере (в части трансграничного перемещения отходов).

В рамках реализации Указа Президента Республики Беларусь от 01.09.2010 № 450 «О лицензировании отдельных видов деятельности» Минприроды осуществляет лицензирование деятельности, связанной с воздействием на окружающую среду в части использования отходов 1-3 класса опасности, обезвреживания, захоронения отходов.

Смотрите видео:

11 ноября 2021 года состоялась пресс-конференция «Обращение с отходами в Республике Беларусь. Применение новых технологий и совершенствование системы сбора и переработки вторичного сырья»

свернуть

Закон «Об обращении с отходами»

Закон «Об обращении с отходами»

 

Закон «Об обращении с отходами» определяет правовые основы обращения с отходами и направлен на уменьшение объемов образования отходов и предотвращение их вредного воздействия на окружающую среду, здоровье граждан, имущество, находящееся в собственности государства, имущество юридических и физических лиц, а также на максимальное использование отходов, в том числе вовлечение отходов в гражданский оборот.

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

20 июля 2007 г. № 271-З

(Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2007 г., № 183, 2/1368) (опубликован - 1 августа 2007 г.)

Об обращении с отходами

Принят Палатой представителей 7 июня 2007 года Одобрен Советом Республики 22 июня 2007 года

Изменения и дополнения:

Закон Республики Беларусь от 8 июля 2008 г. № 367-З (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2008 г., № 170, 2/1464);

Закон Республики Беларусь от 28 декабря 2009 г. № 93-З (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2010 г., № 6, 2/1645);

Закон Республики Беларусь от 22 декабря 2011 г. № 328-З (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2012 г., № 2, 2/1880);

Закон Республики Беларусь от 7 января 2012 г. № 340-З (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2012 г., № 8, 2/1892);

Закон Республики Беларусь от 12 декабря 2012 г. № 6-З (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 15.12.2012, 2/2004);

Закон Республики Беларусь от 4 января 2014 г. № 130-З (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 23.01.2014, 2/2128);

Закон Республики Беларусь от 15 июля 2015 г. № 288-З (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 22.07.2015, 2/2286);

Закон Республики Беларусь от 13 июля 2016 г. № 397-З (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 16.07.2016, 2/2395);

Закон Республики Беларусь от 10 мая 2019 г. № 186-З (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 08.06.2019, 2/2624)

свернуть