Советы дефектолога

6 способов разговорить молчуна

6 способов разговорить молчуна

Если вашему ребенку уже исполнилось 2,5 – 3 года, а он еще не говорит, общается с вами посредством мимики, жестов, отдельных звуков, это значит, что пора начинать действовать, даже если в семье есть родственники, которые заговорили поздно. Тянуть с запуском речи опасно.

Убедитесь, что ребенок здоров

Длительное отсутствие речи может быть связано с последствиями тяжелых инфекций, перенесенных в раннем детстве, сложной беременностью и родами, нарушениями слуховой функции, поражениями ЦНС, а также со стрессом. Именно поэтому так важно сначала убедиться, что у ребенка нет проблем со здоровьем. Обязательно посетите педиатра, отоларинголога, невролога, логопеда и пройдите необходимые исследования. Ранняя диагностика и коррекция нарушений – это половина успеха развивающих занятий.

Создайте дома благожелательную спокойную атмосферу. Малыши чутко реагируют на изменения эмоционального климата в семье. Если папа с мамой часто ругаются, дети инстинктивно стараются привлекать к себе как можно меньше внимания.

Начинайте прямо сейчас!

Не откладывайте начало занятий на завтра. Сегодня нужно ехать к бабушке, завтра в магазин, послезавтра в отпуск. Дни незаметно складываются в года. Занятия должны проходить регулярно, при каждой возможности. Чем раньше вы начнете, тем быстрее и легче ребенок нагонит своих говорящих сверстников.

  1. Уберите телефон, выключите телевизор

Игры на планшете и мультики, «развивающие» говорящие медведи и куклы – спасение для перегруженной делами мамы, но они очень вредны для молчащего ребенка. Когда ему отводится роль пассивного наблюдателя, необходимости говорить просто не возникает. Чем проще будет игрушка, тем больше вероятность, что ребенку захочется ее «озвучить». Купите набор обычных кубиков, конструктор, самую простую куклу, ограничьте просмотр мультиков и игры с планшетом. Ребенок должен исполнять главную роль в игре. Первое время помогайте ему разыгрывать простые ситуации, которые ему хорошо знакомы.

  1. Разговаривайте с ребенком

Если малыш не говорит, это не значит, что ему неинтересно то, что вы ему говорите. Постоянно общайтесь с ним, проговаривайте каждое свое действие, называйте окружающие вас предметы и явления. Так вы пополняете пассивный словарь ребенка. Произносите слова медленно, четко, громко, следя за артикуляцией. Для малышей основной источник знаний – взрослые, он учится, подражая родителям, так дайте своему сыну или дочери правильный образец.

Вначале упростите все слова до двух-трех слогов, чтобы ребенку было проще их воспроизвести самостоятельно, например, не «бабушка», а «баба». Желательно, чтобы в словах использовались в основном те звуки, которые малыш уже знает. В частности, звуки «м», «п», «б» обычно появляются первыми в речи, независимо от родного языка. Постепенно усложняйте слова.

Если в семье для общения используют несколько языков, при ребенке должен звучать только один из них. Не путайте малыша, сначала дайте ему овладеть материнским языком, а потом уже другим.

  1. Пойте песни, читайте стихи

Если ребенок произносит некоторые звуки, пропевайте их вместе с ним, добавляя к согласным гласными, например: ААААА, БА-БА, ПА-ПА, МО-МО, БО-БО и т. д. Это простое, но эффективное упражнения подготовит речевые органы к произнесению более сложных слов.

Читайте вместе короткие детские стихи, народные потешки и пестушки, как правило, в них недлинные слова с похожими звуками. Через некоторое время, когда ребенок запомнит их, специально сделайте ошибку, дайте ему возможность досказать. Устоять перед искушением поправить взрослого могут не все карапузы.

Если вы поете ребенку перед сном, ограничьте репертуар двумя-тремя песенками и меняйте произведения как можно реже.

  1. Покажите, как говорить

Логопеды советуют завести альбом с картинками, на которых изображены бытовые предметы, животные, члены семьи. Вместе с ребенком рассматривайте их, называя изображение: «Это баба Маша», «Это киса», «Это деда Миша» и т. д. Когда ребенок запомнит слова, постройте из них простые схематичные предложения, используя слова-действия: «Миша, дай», «Киса, иди» и пр. Если вы увидели в магазине альбомы для развития речи, выбирайте те издания, где большие яркие картинки и даны четкие инструкции, как с ними работать.

Используйте в речи простые конструкции типа «дай ручку», «где мишка?», «покажи носик», терпеливо повторяйте одни и те же слова и фразы. Опирайтесь на то, что ребенок способен усвоить.

  1. Развивайте сенсорное восприятие

Нервные окончания на пальцах и внутренней стороне ладони связаны с центрами речи и памяти головного мозга. Ежедневно выполняйте пальчиковую гимнастику, делайте микромассаж ручек. Разрешайте ребенку пересыпать крупу, играть с цветным рисом, песком, водой, пуговицами, фасолью и другими мелкими предметами. Купите малышу набор музыкальных инструментов: ксилофон, дудочку, барабан, губную гармошку. Учите различать цвета, формы, величину, количество. Разнообразные тактильные, зрительные, слуховые впечатления помогут быстрее запустить речь и развить высшие психические функции.

 

  1. Побуждайте ребенка говорить

Задавайте простые вопросы («где киса?»), обращайтесь с посильными просьбами («дай ложку»), спрашивайте, как у него дела, что он видел на улице и т. д. Во время игры вызывайте у него желание подражать вам. Например, во время пряток открывайте глаза со звуком «ку-ку!», при игре с паровозиком имитируйте его гудок: «ту-туууу!» и так далее. Слова должны иметь эмоциональную окраску: удивляйтесь «Ух ты!», радуйтесь «Ура!», выражайте огорчение «Ай!», «Эх»…Если ребенок повторяет за вами только гласные, это уже результат.

Многие дети-молчуны выражают свои желания и просьбы жестами и мимикой. По мере возможности пресекайте эти «разговоры». Делайте вид, что не понимаете, когда речь идет о предмете или действии, названия которых малыш прекрасно знает, но не хочет сказать вслух.

Сохраняйте спокойствие

Когда ребенок долго не говорит, это может раздражать, вам может даже казаться, что он отстает не только в речевом развитии. Ни в коем случае не сердитесь, не срывайтесь на ребенка, не угрожайте, иначе он надолго замкнется в себе.

Стоит ли обращаться за помощью к логопеду?

Да, если самостоятельные развивающие занятия не дали никакого результата в течение 2-3 месяцев, при условии, что они проходили часто и регулярно. Логопед объективно оценит речевое развитие малыша и даст вам четкие рекомендации, что делать дальше, при необходимости направит к другим специалистам.

свернуть

Формирование правильного речевого дыхания у дошкольников

Формирование правильного речевого дыхания у дошкольников

О пользе и необходимости артикуляционной гимнастики для развития четкого звукопроизношения, сказано много. И это, несомненно, правильно!

Но не нужно забывать, что не менее важен правильно сформированный речевой выдох.

Физиологическое дыхание, кроме осуществления функции газообмена в организме, участвует в образовании звука и голоса. Именно этот вид дыхания мы и называем речевым.

Речевое дыхание – это возможность человека выполнять короткий глубокий вдох и рационально распределять воздух при выдохе с одновременным произнесением различных звукосочетаний. Только правильное речевое дыхание позволяет человеку затрачивать меньше мышечной энергии, но вместе с этим добиваться максимального звука и плавности.

Речевое дыхание, в отличие от неречевого, выполняющегося автоматически, происходить произвольно (человек сам себя контролирует). При говорении человек контролирует вдох и выдох, изменяя его и обеспечивая плавность, длительность и легкость произнесения, меняя при этом громкость и речевую мелодику.

Другими словами, речевое дыхание — дыхание в процессе речи. Оно отличается от обычного дыхания:

- более быстрым вдохом и замедленным выдохом;

- значительным увеличением дыхательного объема;

- преимущественно ротовым типом дыхания;

- максимальным расхождением голосовых складок на вдохе и сближением их почти до соприкосновения на выдохе.

Как показывает опыт логопедической работы, маленькие дети в процессе говорения зачастую начинают говорить на вдохе или на остаточном выходе. Встречаются случаи, когда дети набирают воздух перед произнесением каждого слова. Несомненно, это отрицательно влияет на овладение правильным произношением и построением плавного и слитного речевого высказывания.

Поэтому правильное речевое дыхание можно и нужно развивать! Лучший способ для этого в дошкольном возрасте – игра.

Во время проведения всех игр необходим постоянный контроль за правильностью дыхания:

* Выдоху предшествует сильный вдох через нос – набираем полную грудь воздуха.

* Выдох происходит очень плавно.

* Во время выдоха губы вытягиваем трубочкой. Не следует сжимать губы или сильно надувать щеки.

* Во время выдоха воздух выходит только через рот. Если ребенок выдыхает через нос, попросите его зажать ноздри рукой, чтобы он ощутил, как должен выходить воздух через рот.

* Выдыхать нужно полностью пока не закончится весь воздух.

Важно помнить, что дыхательные упражнения быстро утомляют ребенка. Иногда даже могут вызвать головокружение. Поэтому такие игры нужно контролировать по времени. Они не должны длиться слишком долго. Длительность занятий по формированию речевого дыхания у детей зависит от возраста. Так, например, у детей 2-3 лет занятие длится 2-3 минуты (в норме количество слов на одном выдохе составляет — 2-3). Дети 3-4 лет могут заниматься по 3-4 минуты за один раз (количество слов от 3 до 5). В возрастном промежутке 4-6 длительность занятия – 4-6 минут (количество слов 4-6). Дети старшего дошкольного возраста (6-7 лет) занимаются по 5-7 минут (норма слов 5-7).

Но самое главное на что нужно ориентироваться во время занятия – это хорошее самочувствие ребенка и наличие у него положительных эмоций.

ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ

Техника выполнения упражнений:

воздух набирать через нос;

плечи не поднимать;

выдох должен быть длительным и плавным;

необходимо следить, за тем, чтобы не надувались щеки (для начала их можно придерживать руками).

ФУТБОЛ

Скатать ватный шарик и поставить два кубика в качестве ворот.

Ребенок должен, дуя на шарик, загнать его в ворота. 

ВЕТРЯНАЯ МЕЛЬНИЦА

Ребенок дует на лопасти игрушки-вертушки или мельницы из песочного набора.

СНЕГОПАД

Сделать снежинки из ваты (рыхлые комочки). Объяснить ребенку, что такое снегопад и предложить ребенку сдувать "снежинки" с ладони.

ЛИСТОПАД

Вырезать из цветной бумаги различные осенние листья и объяснить ребенку, что такое листопад. Предложить ребенку подуть на листья, так, чтобы они полетели. Попутно можно рассказать, какие листочки с какого дерева упали.

БАБОЧКА

Вырезать из бумаги бабочек и подвесить их на нитках. Предложить ребенку подуть на бабочку так, чтобы она полетела (при этом следить, чтобы ребенок сделал длительный плавный выдох).

КОРАБЛИК

Дуть плавно и длительно на бумажный кораблик.

ОДУВАНЧИК

Предложите ребенку подуть на отцветший одуванчик (следите за правильностью выдоха).

ШТОРМ В СТАКАНЕ

Предложите ребенку подуть через соломинку в стакан с водой (нужно следить, чтобы щеки не надувались, а губы были неподвижными).

свернуть

Развитие связной речи в общении со взрослыми

Развитие связной речи в общении со взрослыми. 

Связная речь является показателем речевого развития ребёнка и занимает особое место в формировании речевой готовности детей к школе. Под связной речью понимают умение логично и последовательно связывать отдельные предложения между собой для построения связного высказывания. Связная речь помогает ребенку устанавливать связи с окружающими его людьми, определяет и регулирует нормы поведения в обществе, что является решающим условием для развития его личности.

5-6-летний ребёнок способен самостоятельно давать описания предметов, составить рассказ по картине, по серии картин, самостоятельно расположив картины в логической последовательности. Кроме того, дети могут пересказывать содержание небольших художественных произведений, могут сами придумать сказку или рассказ о своих впечатлениях.

Развитие связной речи происходит постепенно вместе с развитием мышления и связано с усложнением детской деятельности и формами общения с окружающими людьми.

Но надо помнить, что без помощи и руководства взрослого связная речь развивается медленно или не развивается совсем.  Чтобы избежать этого и в тоже время ускорить и облегчить процесс усвоения дошкольником полезных навыков, родителям необходимо совместить при его подготовке к школе три важных компонента: общение, игру и обучение. Не забывайте, что для построения связного рассказа, осмысленного вопроса детям требуются новые речевые средства и формы, а усвоить их они могут только из речи окружающих. Как можно чаще разговаривайте с ребенком, просите его задавать вопросы и отвечать на них. В повседневном общении с ребенком мы можем ненавязчиво, без принуждения многому его научить.

Игры на описание разных предметов, находящихся в доме, на улице, становятся подготовительным этапом в понимании смысла, заложенного в загадках, оказываются прекрасным средством обогащения словаря детей. В играх «Кто больше назовет?», «Кто больше скажет о предмете?», «Что из чего сделано?» и другие (их можно придумать вместе с ребенком) требуется не только назвать предмет, вещь, игрушку, явление, но как можно полнее описать, перечислить признаки и качества, детали, заметить цвет и его оттенки (небо синее, голубое, темно-синее).

Взрослые наравне с ребенком по очереди описывают находящиеся вокруг предметы, усложняя раз за разом игры подобного типа («Что бывает легким, тяжелым, узким, широким, длинным, круглым» и т.д.) Проведение такого рода игр-загадок не потребует дополнительного времени. Играть можно по дороге в детский сад и обратно, вечером на кухне во время приготовления ужина, одевания, раздевания.

Как правило, дети в этом возрасте очень любопытны, наблюдательны, задают много вопросов. Как бы вы не устали, как бы ни были заняты, найдите время не только ответить на вопросы малыша, но и дать ему какое-то задание (понаблюдать за чем-либо, за изменениями в окружающем).  И обязательно выслушайте потом рассказ, похвалите. Так ребенок будет накапливать опыт наблюдения, анализа, и в тоже время будут расширяться его знания об окружающем мире, совершенствоваться речь.

Используйте подходящие ситуации для того, чтобы поиграть, поговорить с ребенком.

Разучивайте с детьми потешки, поговорки, пословицы, скороговорки и при случае используйте их в разговоре с ребенком.

Художественная проза и поэзия воспитывают в ребенке такие качества, как доброта, сочувствие, сопереживание. Иллюстрации к книгам помогают ребенку лучше понять содержание произведения. Отложите все дела и почитайте ребенку. Читать надо неторопливо,  четко, выразительно.

После чтения не спешите закрыть книгу. Спросите ребенка, о чем читали, что понравилось, что запомнилось, что удивило, как он относится к героям сказки, рассказа. Дополните разговор рассматриванием иллюстраций.

Развитию речи детей способствуют рассказы по картинкам.

Темы для самостоятельных детских рассказов подсказывают прогулки, экскурсии в лес, праздники, интересные случаи, события. Например, как ходили в цирк,  в зоопарк, что видели в лесу, как ездили отдыхать на море, как праздновали день рождения и т.д.

Речь малыша развивается независимо от того, какие события –  реальные или вымышленные – им воспроизводятся. Описывая свои впечатления, ребенок убеждается в том, что обо всем можно рассказывать живо и интересно. Будьте заинтересованными и внимательными слушателями, помогите ребенку, если он затрудняется в выражении мысли.

Таким образом, для того, чтобы речь ребенка развивалась правильно, родителям необходимо соблюдать ряд условий:

  • Занимайтесь с ребенком ежедневно. Продолжительность занятий не более 20 минут с детьми 5-6 лет и 30 минут – с детьми 6-7 лет;
  • Не старайтесь ускорить ход естественного развития ребенка. Игры, упражнения, речевой материал должны соответствовать его возрасту;
  • В общении с ребенком следите за своей речью: говорите с ним не торопясь, при чтении не забывайте о выразительности, объясняйте ребенку непонятные слова, которые встречаются в тексте;
  • Поощряйте малыша, чаще хвалите, радуйтесь его успехам, подбадривайте его, если что-то не получается;
  • Своевременно устраняйте недостатки речи ребенка. Тактично указывайте на неточности и ошибки, встречающиеся в его речи. Если ребенок торопится высказать свои мысли или говорит тихо, напоминайте ему, что говорить надо внятно, чётко и не спеша;
  • Не оставляйте без ответа вопросы ребенка.

Хочу порекомендовать речевые игры, в которые можно играть  между делом и где угодно: дома на кухне, на прогулке, в очереди, в транспорте или дорожной пробке.

Такие игры не предусматривают какие-то траты или приготовления, нужно только родительское желание и  фантазия. Используйте эти игры, чтобы развлечь ребёнка, научить новому и полезному.

«Угадай кто?»

Спрятав игрушку или предмет за спиной, мама описывает его ребенку (цвет, размер, форму, качества и свойства и т.д.) По описанию ребенок должен угадать, о каком именно предмете идет речь. А затем – наоборот, он загадывает.

Потому что…

Включение в речь союзов и предлогов делает речь плавной, логичной, цельной. Развивайте эти качества речи ребёнка, в рассуждениях и ответах на вопросы:

Я мою руки потому, что… Почему идёт снег? и т. д.

Объясни

Взрослый: «Я сейчас расскажу историю, ты поможешь мне её объяснить?» Собака идёт на кухню. Она выпивает молоко кошки. Кошка недовольна. Почему? Желателен не односложный ответ ребёнка, а развёрнутый.

«Говорим по-разному»

Попробуйте один и тот же детский стишок прочитать сначала обычным голосом, потом очень быстро и очень медленно, басом и тоненьким голоском, делая ударение не на тех словах, на которых нужно. Изменив интонацию, можно безобидное стихотворение прочитать как страшную историю или как телевизионный репортаж. Если получится, попробуйте использовать иностранный акцент. Да мало ли, что можно придумать!

Сказка по-новому

В знакомых сказках изменять детали («КРАСНАЯ ШАПОЧКА»  – «СИНЯЯ ШЛЯПКА») или героев (не волк, а тигр), или место действия (не лес, а … море) или вообще дать волю фантазии – своей и ребёнка. Вы увидите, как это весело! И полезно.  

Рассказы по картинкам

Подберите несколько картинок, связанных общим сюжетом. Например, из детского журнала (вроде «Веселых картинок») или комиксы. Сначала смешайте эти картинки и предложите ребёнку восстановить порядок, чтобы можно было по ним составить рассказ. Если ребенку трудно, задайте несколько вопросов. Не окажется под рукой такого набора сюжетных картинок - возьмите просто открытку. Спросите ребенка, что на ней изображено, что происходит сейчас, что могло происходить до этого, а что будет потом.

«Вспомни случай»

Выберите с ребенком какое-то событие, в котором вы вместе недавно участвовали. Например, как вы гуляли по набережной и смотрели праздничный салют, встречали бабушку на вокзале, отмечали день рождения... По очереди рассказывайте друг другу, что видели, что делали. Припоминайте как можно больше деталей - до тех пор, пока уже не сможете ничего добавить к сказанному.

Репортаж

Вы с ребенком побывали в какой-то поездке только вдвоем, без других членов семьи. Предложите ему составить репортаж о своем путешествии. В качестве иллюстраций используйте фотоснимки или видеосюжеты. Дайте ребенку возможность самому выбрать, о чем рассказывать, без наводящих вопросов. А вы понаблюдайте за тем, что именно отложилось у него в памяти, что для него оказалось интересным, важным. Если начнет фантазировать, не останавливайте.

Что было дальше?

Начните вместе с малышом смотреть интересный мультфильм, а на самом захватывающем месте "вспомните" про неотложное дело, которое вы должны сделать именно сейчас, но попросите ребенка рассказать вам позже, что произойдет дальше в мультфильме и чем он закончится. Не забудьте поблагодарить вашего рассказчика!

«Лучший друг»

 Если вы ждете в помещении, где разложены журналы, можете поиграть в «рассказы о лучшем друге». Пусть ребенок выберет картинку, которая ему нравится. Это может быть какой-то человек - большой или маленький - или животное. Попросите его рассказать о своем «лучшем друге». Где он живет? Как выглядит? В какие игры любит играть? Он спокойный или любит побегать? Что еще можно о нем рассказать?

«Всегда под рукой»

 Всем родителям знакомы ситуации, когда ребенка трудно чем-то занять, - например, долгое ожидание в очереди или утомительная поездка в транспорте. Все, что нужно в таких случаях, - чтобы в маминой сумочке нашлась пара фломастеров или хотя бы просто ручка. Нарисуйте на пальчиках малыша рожицы: одна - улыбающаяся, другая - печальная, третья - удивляющаяся. Пусть на одной руке окажется два персонажа, а на другой, допустим, три. Малыш может дать персонажам имена, познакомить их между собой, спеть песенку или разыграть с ними сценку.

«Истории из жизни»

 Дети с удовольствием слушают рассказы о том, что происходило, когда они были совсем маленькими или когда их вовсе не было на свете. Можно рассказывать эти истории вечером перед сном, а можно на кухне, когда ваши руки заняты, а мысли свободны. О чем рассказывать? Например, как малыш пинался ножками у вас в животе, когда еще не родился. Или как вы учились кататься на велосипеде. Или как папа первый раз летал самолетом... Некоторые истории вам придется рассказывать даже не один раз. Просите и других членов семьи подключиться к игре.

«Семейное ток-шоу»

 Может быть, ребенку понравится идея попробовать себя в роли телевизионного ведущего? Приготовьте магнитофон или диктофон для записи, дайте "журналисту" в руки микрофон - и можно начинать интервью с бабушкой или дедушкой, тетей или сестрой... До начала интервью подскажите ребенку, какие вопросы можно задать. Например: "Какое у тебя любимое блюдо?.. А что ты любил есть в детстве?.. Куда бы ты хотел поехать?" и т. д.

свернуть

Грамматические игры

Повседневно общаясь с детьми, родители сталкиваются с разнообразными грамматическими ошибками в их речи. Это:

  • неправильные окончания имен существительных множественного числа родительного падежа (лошадев, карандашов, птичков, стулов): неодушевленных имен существительных мужского рода в предложном падеже (в носе, в роте, на глазе, на шкафе);
  • изменение по падежам несклоняемых существительных (в пальте, в кине, на пианене, кофею);
  • незнание рода имен существительных (это моя печенья, всю молоко выпил, один яблок);
  • ошибки в основе глаголов (даваю, ехаю, бежу, искаю, жеваю);
  • неправильная форма сравнительной степени прилагательных (хужее, твердее, близее);
  • неправильное склонение числительных (идите по одном, иди с двоями, собака с пять щенят, курица пришла без два цыпленка);
  • отсутствие в личных местоимениях начального Н в косвенных падежах ( у ей, к ему, с ими).

Ученые, изучающие развитие детской речи, отмечают, что кода ребенок усваивает какую-нибудь форму языкового значения, то он распространяет ее и на другие. Иногда это обобщение языковой формы оказывается правильным, иногда нет.

Когда ошибки носят случайный характер, то на них не стоит фиксировать внимание ребенка. Устойчивые же ошибки следует непременно исправлять.  Если на них не обращать внимание, речь ребенка надолго останется неправильной. Ни в коем случае нельзя смеяться над малышом или высмеивать его ошибки, дразнить ребенка. Не следует пересказывать детские слова и фразы с ошибками как анекдоты, особенно в присутствии самих детей. Дети очень гордятся тем, что им удалось насмешить взрослых, и начинают каверкать слова уже умышленно. Исправлять ошибки нужно доброжелательно, тактично. Например:

В зоопарке четырехлетний мальчик с интересом рассматривает зверей, а затем вдруг говорит: «Папа смотри у слонов ногов и глазов столько же, сколько у льва» Отец слышит, что сын неправильно по числовым и падежным нормам употребил слова. Отойдя от клетки и увидев, что ребенок успокоился, он сказал: «Ты правильно подметил, только надо было сказать так: «У слонов ног и глаз столько же, сколько у львов. А теперь ты повтори только правильно».

Вскоре после посещения зоопарка отец купил мальчику набор цветных открыток «Зоопарк». Играя с сыном в игру «Что я видел в зоопарке?», он попросил мальчика вспомнить животных, которых он видел, назвать в форме множественного числа, а затем найти их на открытке. Сын с большим удовольствием выполнял задания, не подозревая, что отец придумал такую игру, чтобы научить его образовывать форму множественного числа существительных, обозначающих диких животных.

Предлагаем игровые упражнения, способствующие развитию лексико- грамматической стороны речи у детей 5-6 лет.

  • Игра «Скажи ласково».

Учим ребёнка       образовывать       уменьшительно-ласкательные       формы существительных.

Взрослый называет большой предмет, а ребёнок – маленький. Например: мяч – мячик.

Аналогично проводить игру со словами по разным лексическим темам.

  • Игра «Один и много».

Учим ребёнка образовывать форму множественного числа существительных в именительном падеже.

Взрослый называет существительное в единственном числе, а ребёнок называет существительное во множественном числе именительного падежа.

Например: стакан – стаканы.

Аналогично проводить игру со словами по разным лексическим темам.

  • Игра «Жадина».

Учим ребёнка       согласовывать       притяжательные       местоимения       с существительными.

Взрослый               называет                  существительное,               а     ребёнок                  подбирает  подходящее притяжательное местоимение «мой», «моя», «моё», «мои».

Например: кукла – моя кукла.

Аналогично проводить игру со словами по разным лексическим темам.

  • Игра «Я вижу».

Учим ребёнка образовывать имена существительные единственного числа в винительном падеже.

Взрослый показывает натуральные предметы или предметные картинки, а ребёнок, говорит, что или кого он видит.

Например: Мяч – Я вижу мяч.

Собака – Я вижу собаку.

Аналогично проводить игру со словами по разным лексическим темам.

  • Игра «Есть – нет».

Учим ребёнка образовывать имена существительные единственного числа в родительном падеже.

Взрослый говорит, что у вас есть, а ребёнок, говорит, чего у него нет. Например: У меня есть помидор. – А у меня нет помидора.

Аналогично проводить игру со словами по разным лексическим темам.

  • Игра «Кому что нужно?»

Учим ребёнка образовывать имена существительные единственного числа в дательном падеже.

Взрослый начинает предложение, а ребёнок заканчивает предложение. Например: Кисть нужна … (художнику).

Кость нужна … (собаке).

  • Игра «Чем угостишь?»

Учим ребёнка образовывать имена существительные единственного числа в творительном падеже.

Взрослый начинает предложение, а ребёнок заканчивает предложение. Например: Зайца угощу … (морковкой).

Собаку угощу … (косточкой). Курицу угощу … (пшеном).

  • Игра «Я думаю».

Учим ребёнка образовывать имена существительные единственного числа в предложном падеже.

Взрослый называет слово, а ребёнок, говорит, о ком или о чём он думает. Например: Кукла – Я думаю о кукле.

Самолёт – Я думаю о самолёте.

  • Игра «Один – одна».

Учим ребёнка согласовывать числительные «один», «одна» с существительными.

  • Взрослый называет существительное,   а   ребёнок   подбирает   к    этому существительному числительное «один» или «одна».

Используйте для игры натуральные предметы и предметные картинки или рисуйте их вместе с ребёнком.

Например: Шапка – одна шапка.

Мяч – один мяч.

Аналогично проводить игру со словами по разным лексическим темам.

  • Подобрать к числительным «один», «одна» как можно больше существительных.

Например: Один – нос, мяч и т.д.

Одна – кукла, кровать и т.д.

  • Игра «Два – две».

Учим ребёнка согласовывать числительные «два», «две» с существительными.

Используйте для игры натуральные предметы и предметные картинки или рисуйте их вместе с ребёнком. Взрослый показывает картинку, а ребёнок подбирает к этому предмету числительное «два» или «две».

Например: Два самолёта.

Две машины.

Аналогично проводить игру со словами по разным лексическим темам.

  • Игра «Сосчитай от 1 до 5».

Учим ребёнка согласовывать числительные с существительными.

Предложите ребёнку считать по образцу. Используйте для игры натуральные предметы и предметные картинки или рисуйте их вместе с ребёнком.

Например: одна груша, две груши, три груши, четыре груши, пять груш.

Аналогично проводить игру со словами по разным лексическим темам.

  • Игра «Скажи, какой, какая?»

Учим ребёнка образовывать относительные прилагательные.

Например: Сок из апельсина - … (апельсиновый сок). Стакан из стекла - … (стеклянный стакан). Кофта из шерсти - … (шерстяная кофта).

Лист берёзы - … (берёзовый лист).

  • Игра «Вместе делать веселей».

Учим ребёнка изменять глаголы по числам.

Взрослый предлагает ребёнку сказать по образцу. Например: Он сидит. – Они сидят.

Он лежит. – Они … (лежат).

Развивайте в себе навыки воспитателя речи и через короткое время вы почувствуете вкус этой увлекательной работы, увидите ее плоды.

Желаем успехов!

свернуть

Играем всей семьей. Игрушки, развивающие речь

«Играем всей семьей. Игрушки, развивающие речь»

Каждый родитель сталкивается с проблемой выбора развивающих игрушек для своего ребенка. Как сделать так, чтобы игрушки были не только яркие и интересные для малыша, но и полезными в плане развития речи? Предлагаем Вашему вниманию топ-10 самых интересных и полезных развивающих игрушек, способствующих развитию речи ребенка.

10 место

На 10 месте игрушки, способствующие развитию речевого выдоха. Это свистульки, вертушки, мыльные пузыри, дудочки и т. д. Систематическое выполнение действий с такими игрушками существенно поможет вашему малышу в развитии формирования речевого выдоха, без которого невозможна речь.

9 место

На 9 месте игры - вкладыши, так называемые доски Сегена. Играя с ними вы не только разовьете скоординированную работу «рука-глаз», но и приучите своего малыша к усидчивости, целеустремленности, но и усвоите простейшие математические эталоны (форма). Тематика досок широка. Выбирайте самые актуальные для раннего возраста темы: Домашние животные, Овощи, Игрушки, Одежда, Посуда и др. наиболее часто встречающиеся в обиходе малышей.

 

8 место

На 8 месте разнообразные пирамидки. Существует огромное множество вариаций на эту тему. Но для усвоения формы и цвета начните с классической пирамидки из 5 колец. Постепенно увеличивайте количество кружков, а когда эта работа будет освоена, то можно переходить и к вариациям на тему пирамидка, например игрушку с квадратными колечками.

7 место

На 7 месте разнообразные шнуровки. Веселые ежики, бабочки, слоны и ананасы с дырочками и разноцветными шнурочками помогут развить мелкую моторику ребенка. Ведь, как известно, чем лучше развита работа пальцев рук, тем лучше развита речь малыша.

 

6 место

На 6 месте «Матрешка». Эту старинную игрушку современные дефектологи любят не случайно. Классическая матрешка включает в себя 5-7 предметов. Но если говорить о начальном этапе работы с детьми раннего возраста, то следует начинать с трехместной куклы. Работа с этой простой игрушкой решает множество дидактических задач. Это и соотнесение по размеру (большой, средний, маленький), и развитие пространственной ориентировки ( ориентация в схеме тела- (верх –низ)), и соотнесение по цвету, и база для развития простейшей сюжетных действий.

Сегодня существует множество вариантов Матрешки. Это и совы, и коты, и три медведя с маленькой куклой Машенькой. Использование таких нестандартных игрушек позволит вашему малышу развить фантазию, а также подтолкнет к выстраиванию сюжетной линии со знакомыми сказочными персонажами.

5 место

На 5 месте так называемый «Геометрик». Деревянная игрушка с разным количеством штырьков для нанизывания простейших геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник и прямоугольник). Вариантов обыгрывания «Геометрика», получая первый математический опыт в жизни, множество: это и соотнесение по форме, и по цвету, и использование фигур в качестве строительного материала для выполнения построек по образцу («домик», «вагон» и т. д.).

4 место

На 4 месте резиновые игрушки-зверюшки издающие звуки «мяу», «га-га», «ко-ко», а также разрезные пазлы из 2-3 частей с изображением домашних животных. Использование этого пособия способствует развитию пространственной ориентировки (верх-низ, лево-право), стимулирует к звукоподражанию животным.

3 место

На 3 месте разнообразные машинки, паровозы, поезда, самолеты, издающие звуки сигналов. Хорошо, если звуки будут приближены к речи «би-би», «ту-ту», иу-иу». Покажите вашему ребенку разные способы игры с машинкой, постройте гараж из кубиков, научите свозить ее с горки. Заинтересованный малыш скорее начнет повторять за взрослым звуки, слоги и первые слова.

2 место

На 2 месте Стучалка с разноцветными деревянными гвоздиками и молоточком для забивания.

Эта игрушка поможет скоординировать содружественную работу руки и глаз, научит регулировать силу удара, поможет закрепить основные цвета.

1 место

На 1 месте игрушки с заводным механизмом. Прыгающие собачки и лягушки, стучащие в барабаны зайцы, веселые коты и мышки задорно бегающие по столу непременно вызовут улыбку и интерес любого малыша и подтолкнут его к воспроизведению простейших звуков, так необходимых для появления первых слов. Непременным условием для достижения эффекта должно быть оречевление действий выполняемых игрушками «ква- ква- ква», «бам-бам-бам», « пи-пи-пи», «опа-опа-опа».

Самодельные игрушки

Можно использовать также и самодельные игрушки и пособия, способствующие увеличению речевой активности, которые легко изготовить в домашних условиях. Главное, чтобы эта игрушка вызывала живой интерес и желание оречевлять выполняемые действия, подражая звукам .

Например: книжки самоделки, это вырезанные из журналов картинки с изображением животных и людей, выполняющими простые, хорошо понятные ребенку действия (котик спит, птичка летит, собака ест и т. д.) прошнуровав такие книжки и приклеив картинки на картон, вы сделаете долговечную и интересную игрушку своему ребенку. Главное условие - многократное проговаривание с мамой сначала названия животных ( кот, птица, собака и т. д.), а затем и действий, которые они выполняют (кот ест…и т. д.).

Вязаное солнышко с лучиками из разных наполнителей (один лучик- с шуршащей фольгой, другой- с зернами гороха, третий с колокольчиком и т.д.) Озвучивайте шумы производимые при прикосновении к лучикам (ш-ш-ш, дзинь-дзинь, дзинь, сыпь- сыпь-сыпь и т. д.), стимулируйте детей к прислушиванию и различению разнообразных шумов)

Банки из под кофе с прорезями сверху на крышке (большая и маленькая) и пуговицами соответствующих цветов и размеров. Закидывая пуговицы соответственно размеру не забывайте многократно произносить «бах», «бум».

Хорошо помогает растормозить речь «Домик со зверюшками». В кармашки из фетра вложите животных в названии которых два открытых слога (например: ко-тя, цы-па, гу-си, хо-ма, му-ха, ми-ша, за-я, хрю-ня и т.д.). Обыграйте действия с игрушками. «Кто там? Тук-тук-тук. Котя иди к нам. Сова иди-иди-иди к нам и т. д). «Зая, пока. Спи. Цыпа, пока. Ешь. и т.д.

Главное, чтобы сюжет был интересен и понятен вашему малышу.

Сенсорные доски с разнообразными шнуровками, прищепками, замочками, звенящими и шуршащими игрушками, то, что вызывает эмоциональный отклик у вашего ребенка.

Как «разговорить» ребенка с помощью игрушек?

Простые советы для родителей, которые помогут ребенку заговорить:

  • Сядьте друг напротив друга, чтобы был контакт «глаза в глаза».
  • Произносите слова медленно, четко артикулируя
  • Если ребенок только овладевает произнесением целых слов, то говорите и сокращенное слово и полно. Например: «Это котик, котик, котик - «мяу, мяу, мяу».
  • Постоянно побуждайте ребенка к речи: «Попроси, тогда дам», «Не понимаю, объясни»
  • Обязательно закрепляйте достигнутое, т. к. сформированные навыки без повторения быстро распадаются.
  • Наряду с существительными вводим в речь ребенка и глаголы. При затруднении освоения пониманием объясняем глаголы в действии.
  • Подключаем эмоции. На радостных эмоциях обучение идет быстрее и легче.
  • Следите, чтобы ребенок был сосредоточен на предмете и не отвлекался.
  • Одновременно с речью корригируем и психические процессы (память, внимание, мышление, накапливаем сенсорный опыт) в играх и в повседневной жизни.
  • Нужно работать не только над речью, но и над общей моторикой. Делайте с ребенком утреннюю зарядку, полезны прыжки на батуте, занятия на спортивных комплексах, плавание.
  • Важно избегать прямых инструкций (повтори. Говори…).
  • Старайтесь вызывать ответную реакцию заинтересовав своими словами и действиями ребенка.
  • Обязательно комментируйте выполняемые действия словом, стройте простые фразы из понятных ребенку слов.
  • Включайте ребенка в диалог (даже если он может только ответить «да», «нет».)

Помните главное, какую бы игрушку вы не выбрали – важно многократное совместное проигрывание и отработка ее функций совместно с ребенком. От вашего упорства и терпения во многом будут зависеть достижения ребенка. Не так важно, с какой игрушкой будет играть ваш ребенок, как важно качество включения ребенка в дидактическую игру.

И напоследок, хочется сказать, что сейчас есть такая негативная тенденция: занятые мамы и папы «задаривают» своих чад многообразными машинками и куклами, чтобы доказать свою любовь. Постарайтесь проявить ее другим способом – найдите время поиграть вместе, почитать книгу, просто поговорить. Это для ребенка полезнее и важнее любой купленной игрушки, если он будет играть с ней в одиночестве!

свернуть

Рекомендации родителям по развитию речевой активности детей раннего возраста

Рекомендации родителям
По развитию речевой активности детей раннего возраста

1. Наполняйте среду общения с малышом атмосферой любви, понимания, чуткости, заботливой взаимопомощи.

2. Привлекайте внимание ребенка к объекту рассматривания занимательным рассказом, интересным сюжетом, ярким живописным изображением, звучанием предметов.

3. Проговаривайте слова ровным, доброжелательным тоном, с ласковой улыбкой, спокойно, придавая словам четкое звучание.

4. Речевые высказывания подкрепляйте мимикой и жестами.

5. Соблюдайте ритм произнесения слов с ритмом движений.

6. Описывайте некоторые свойства предметов (большой-маленький, короткий-длинный) при помощи интонации (звук низкий - высокий, звучание короткое-протяжное).

7. Игровой материал размещайте непосредственно в поле досягаемости ребенка. Играя с игрушкой, персонажем, объектом, обследуйте их, предложите позвать, назвать по имени, описать и др.

8. Используйте сюрпризный момент с неожиданным появлением или исчезновением персонажа, объекта.

9. Не требуйте от детей абсолютно самостоятельных действий, обязательного повторения или запоминания слов.

10. Поддерживайте интерес и радостные эмоции ребенка высказываниями одобрения, похвалы.

11. Не подавляйте речевую инициативу.

12. Проявляйте единство педагогического воздействия всех взрослых, которые участвуют в воспитании детей в семье.

свернуть

Фонематический слух - основа правильной речи

Фонематический слух - основа правильной речи

Умение сосредоточиться на звуке - очень важная осо­бенность человека. Без нее нельзя научиться слушать и понимать речь. Так же важно различать, анализиро­вать и дифференцировать на слух фонемы (звуки, из которых состоит наша речь). Это умение называется фонематическим слухом.

Маленький ребенок не умеет управлять своим слухом, не может сравнивать звуки. Но его можно этому научить. Особенно необходимо развивать фонематический слух детям с речевыми проблемами. Порой малыш просто не замечает, что он неправильно произносит звуки. Цель игровых упражнений - научить его слушать и слышать. Вы вскоре заметите, что ребенок начал слышать себя, свою речь, что он пытается найти правильную артикуляцию звука, исправить дефектное произношение.

свернуть

Как говорит ваш ребёнок?

Как говорит ваш ребёнок?

Многие родители задаются этим вопросом. Данный материал, подобран в соответствии с возрастными особенностями ребенка. Данная разработка рекомендована лишь для первичной оценки речевого развития. Цель ее — помочь родителям понять, надо ли направлять ребенка на дальнейшую консультацию к логопеду или нет. Чтобы составить полное представление о речи ребенка в целом, необходимо обратить внимание на следующие параметры.

«Понимание речи» включает в себя понимание инструкции, которую необходимо выполнить в определенной последовательности. С возрастом в задания включаются ответы на вопросы, объяснение наиболее часто употребляемых пословиц.

«Связная речь» подразумевает составление рассказа по серии картинок, либо по сюжетной картинке. Здесь же ребенок должен безошибочно повторить предложение, состоящее из определенного ко­личества слогов (для каждого возраста оно разнос).

«Оценка речи но звучанию» предполагает определить внятность речи ребенка.

«Фонематический слух». Оценивается способность к отхлопыванию ритмов, правильность произнесения ряда звуков и их последовательности, способность производить звуко-буквенный анализ слов и умение по звукам составить слово.

«Лексико-грамматический строй речи». Оценивается способность изменять слова по родам, числам, падежам, а также слоговая структура слова (слово должно быть произнесено без пропусков букв, слогов).

«Состояние голоса». Обращается внимание на звучность и способность менять интонацию голоса.

Детям 3—4 лет предлагается изменить голос, имитируя больших и маленьких зверей. Можно, например, используя персонажей сказки «Три Медведя». Взрослые обращаются к ребенку с просьбой повторить, например, фразу: «Кто сидел на моем стуле и сломал его?» за Михаила Ивановича. Настасью Петровну и маленького Мишутку. Если ребенок может модулировать голос (т.е. понижать и повышать), то результат оценивается «1». если нет — «0».

Последним проверяется темп речи. Если ребенок говорит слишком медленно или быстро, а также если в его речи встречаются запинки, результат оценивается в «0», если темп речи нормальный — то в «1».

Подводя итог сказанному, предлагаем вам воспользоваться планом — подсказкой.

свернуть

Готовность к школе

Готовность к школе

Итак, ваш ребенок скоро пойдет в школу. Перед вами встает вопрос: готов ли он к этому? Ведь вы наверняка сталкивались с понятием "готовность ребенка к школе".

Тема эта очень обширная, и нашей целью будет конкретизировать ее до такой степени, чтобы родители будущих первоклассников могли понаблюдать за своим ребенком.

Что же это значит и как определить, готов ли ваш малыш учиться? И для чего вообще знать это? Может, стоит не забивать себе голову. Дождаться шести или семи лет (это уж как сложится) и отправиться в школу? Но ведь то, насколько ребенок будет готов к ней и определит его успешность в учебе. То есть, дошкольник при поступлении должен обладать определенным уровнем психического развития, который необходим для обучения. И дело не в том, умеет ли он читать, считать и писать. Хотя, не скроем, при поступлении наблюдают и за этим.

Понятие готовности включает в себя несколько характеристик.

Во-первых,определенный интеллектуальный уровень развития. У ребенка должно быть представление об окружающем мире, умение ориентироваться в нем. Не забудем про определенный запас знаний, развитие мыслительных и психических процессов. Как говорится в учебниках по возрастной психологии, дошкольнику доступно понимание общих связей, принципов и закономерностей, лежащих в основе научного знания. Но нужно иметь в виду, что это всего лишь ребенок, собирающийся выйти из дошкольного возраста. Логические формы мышления еще только формируются, равно как и становление различных видов памяти. Интеллектуальная готовность предполагает также, что у малыша сформированы определенные умения. Он может услышать, выделить задачу, которую ставит перед ним взрослый и заниматься ей.

свернуть

Подготовка руки к письму

Подготовка руки к письму

1) Лепить разнообразные предметы из глины и пластилина; сооружать сказочные замки из песка или мелких камешков.

2. Изготавливать поделки из бумаги, работать с ножницами и клеем.

3) Конструировать.

4) Застегивать и расстегивать пуговицы, кнопки крючки.

5) Завязывать и развязывать ленты, шнурки, узелки на веревке.

6) Завинчивать и развинчивать крышки баночек и пузырьков.

7) Нанизывать бусы и пуговицы. Летом можно делать бусы из рябины, орешков, семян тыквы, мелких плодов и т.п.

8) Перебирать крупу (горох, гречку, рис)

9) Играть с мячом, кубиками, мозаикой

свернуть