Важная информация
Национальный механизм оказания помощи несовершеннолетним, пострадавшим от сексуального насилия
16.04.2024НАЦИОНАЛЬНЫМ МЕХАНИЗМ оказания помощи несовершеннолетним, пострадавшим от сексуального насилия
1. Для целей настоящего Механизма применяются следующие термины и их определения:
несовершеннолетний, пострадавший от сексуального насилия (далее - пострадавший), - лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет, в отношении которого имеется заявление либо сообщение о том, что он является пострадавшим от преступлений, предусмотренных статьями 166, 167, 168, 169, 170, 343 Уголовного кодекса Республики Беларусь (далее - УК), либо иная подтвержденная фактическими данными информация, свидетельствующая, что несовершеннолетний может являться пострадавшим от перечисленных выше преступлений (результаты оперативно-розыскной деятельности, медицинского осмотра, материалы доследственной проверки или уголовного дела и др.). Оказание помощи несовершеннолетним, пострадавшим от преступлений, предусмотренных статьям 171, 1711, 181, 181’, 182 и 3431 УК, осуществляется в соответствии с Положением о порядке идентификации жертв торговли людьми, порядке заполнения и форме анкеты гражданина, который мог пострадать от торговли людьми и связанных с ней преступлений, порядке предоставления содержащихся в ней сведений, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 11.06.2015 №485.
«Региональная карта помощи» - документ (в электронном или в печатном виде), содержащий адреса, наименования, контакты организаций, учреждений, общественных объединений и иных организаций, обеспечивающих защиту и оказывающих бесплатную помощь пострадавшим;
сексуальное насилие - вовлечение лица с его согласия или без такового в прямые или непрямые действия сексуального характера с другими лицами в целях получения последними сексуального удовлетворения или выгоды. Может выражаться в широком спектре проявлений сексуальной активности: предложения сексуального характера, сексуальные ласки, демонстрация гениталий, мастурбация в присутствии несовершеннолетнего, оральный секс, вагинальное или анальное проникновение каким-либо предметом, включая пальцы или пенис, совершение садистских действий с телом несовершеннолетнего и его истязаний с целью сексуального удовлетворения, трансляция и демонстрация аудио- и визуальной продукции порнографического характера или предоставление несовершеннолетнему литературы порнографического содержания, использование несовершеннолетнего в
порнографических целях, принуждение несовершеннолетнего к сексуальному взаимодействию с животными, вуайеризм (периодическая или постоянная наклонность наблюдать за занимающимися сексом или раздевающимися).
- Органами, осуществляющими профилактику и предупреждение сексуального насилия в отношении несовершеннолетних (далее - органы профилактики), являются:
комиссии по делам несовершеннолетних;
Министерство образования Республики Беларусь, структурные подразделения областных (Минского городского) исполнительных комитетов, городских, районных исполнительных комитетов, местных администраций районов в городах, осуществляющие государственновластные полномочия в сфере образования;
учреждения образования;
Министерство здравоохранения Республики Беларусь, структурные подразделения областных (Минского городского) исполнительных комитетов, осуществляющие государственно-властные полномочия в сфере здравоохранения, органы управления здравоохранением других республиканских органов государственного управления;
государственные организации здравоохранения;
Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь, структурные подразделения областных (Минского городского) исполнительных комитетов, городских, районных исполнительных комитетов, осуществляющие государственно-властные полномочия в сфере труда, занятости и социальной защиты;
государственные учреждения социального обслуживания;
Министерство внутренних дел Республики Беларусь, территориальные органы внутренних дел (далее - органы внутренних дел);
государственные органы, входящие в систему Следственного комитета Республики Беларусь (далее - подразделения Следственного комитета);
общественные объединения и иные организации в пределах своей компетенции, осуществляющие деятельность по профилактике и предупреждению сексуального насилия в отношении несовершеннолетних.
Органы профилактики обеспечивают защиту, оказывают помощь пострадавшему и реализуют положения Национального механизма оказания помощи несовершеннолетним, пострадавшим от сексуального насилия, в пределах своей компетенции в соответствии с Законом Республики Беларусь от 31 мая 2003 г. № 200-3 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» и другими нормативными правовыми актами.
- В ходе реализации настоящего механизма должностные, иные лица органов профилактики обязаны обеспечить соблюдение требований о конфиденциальности информации, не допускать разглашения данных о пострадавшем, обстоятельствах сексуального насилия и эксплуатации, за исключением обстоятельств, связанных с выполнением должностных обязанностей и предусмотренных нормативными правовыми актами.
Лица, допустившие разглашение, несут ответственность, предусмотренную законодательными актами.
- Пострадавший имеет право на защиту и оказание помощи:
- обеспечение защиты. Применяется органами внутренних дел и подразделениями Следственного комитета, с использованием следующих механизмов:
неразглашение сведений о личности;
использование технических средств контроля;
прослушивание переговоров, ведущихся с использованием технических средств связи и иных переговоров;
личная охрана, охрана жилища и имущества;
изменение паспортных данных и замена документов;
запрет на выдачу сведений.
Перечисленные меры защиты применяются в соответствии с Положением о порядке применения мер безопасности в отношении защищаемых лиц, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 21.01.2016 № 44.
- медицинская помощь. Оказывается государственными организациями здравоохранения бесплатно в соответствии с Законом Республики Беларусь от 18 июня 1993 г. № 2435-ХП «О здравоохранении» по профилям заболеваний, состояниям, синдромам на основании клинических протоколов, а также иными нормативными правовыми актами Министерства здравоохранения, устанавливающими порядок организации и оказания медицинской помощи по профилям заболеваний, состояниям, синдромам или методов оказания медицинской помощи. Медицинская помощь оказывается, в том числе в стационарных условиях, по месту нахождения пострадавшего вне зависимости от места его жительства (места пребывания). При наличии у пострадавшего психического расстройства (заболевания), совершении пострадавшим действий (бездействия), которые дают основания предполагать наличие у него психического расстройства (заболевания), обращении пострадавшего за оказанием психиатрической помощи, такая помощь оказывается ему в соответствии с Законом Республики Беларусь от 7 января 2012 г.
№ 349-3 «Об оказании психиатрической помощи» по месту его нахождения. При наличии у пострадавшего психологических проблем, кризисных ситуаций и их последствий он направляется государственными организациями здравоохранения в учреждения образования для получения психологической помощи;
- предоставление временных мест пребывания, в том числе спальных мест и питания. В возрасте до трех лет оказывается государственными организациями здравоохранения, а в возрасте от трех до восемнадцати лет - государственными учреждениями образования «Социально-педагогический центр» (далее - СПЦ);
- психологическая помощь. Оказывается учреждениями образования и здравоохранения в виде психологического консультирования, просвещения, психологической коррекции и профилактики. Оказание психологической помощи несовершеннолетним в возрасте до четырнадцати лет без согласия законных представителей осуществляется в случаях, предусмотренных частью второй статьи 18 Закона Республики Беларусь от 1 июля 2010 г. №153-3 «Об оказании психологической помощи».
Пострадавшему от сексуального насилия оказывается психологическая помощь путем кризисного вмешательства - безотлагательное оказание психологической помощи в кризисных ситуациях, а также преодоление их последствий.
- содействие в трудоустройстве. Оказывается органами по труду, занятости и социальной защите;
- правовая и социальная помощь пострадавшему и его законным представителям*. Оказывается территориальными центрами социального обслуживания населения;
- иная помощь. Оказывается в соответствии с решениями местных исполнительных и распорядительных органов.
- Органы профилактики при выявлении пострадавшего:
- незамедлительно информируют подразделения Следственного комитета и органы внутренних дел о пострадавшем.
В случае совершения в отношении несовершеннолетнего преступлений, предусмотренных статьями 166-170 УК, проверочные мероприятия осуществляются подразделениями Следственного комитета. По сообщениям (заявлениям) о совершении в отношении несовершеннолетнего преступления, предусмотренного статьей 343 УК, проверочные мероприятия осуществляются сотрудниками органов внутренних дел;
- выясняют, нуждается ли в услугах переводчика, предоставляют такие услуги в случае необходимости;
- выясняют наличие законных представителей;
- уведомляют законных представителей* о его местонахождении;
- оказывают в пределах компетенции соответствующую помощь;
- Должностные лица подразделений Следственного комитета (в случае совершения в отношении несовершеннолетнего преступлений, предусмотренных статьями 166-170 УК) и органов внутренних дел (по сообщениям о несовершеннолетних, пострадавших от действий, предусмотренных ст. 343 УК), при первом контакте с пострадавшим и его законными представителями*:
разъясняют необходимость обязательной явки в СПЦ по месту фактического проживания для получения помощи;
оформляют направление по оказанию помощи по форме согласно приложению, которое в течение одного рабочего дня направляют в СПЦ по месту фактического проживания пострадавшего. Копии направления по оказанию помощи выдаются пострадавшему и (или) его законному представителю*;
- Педагогические работники СПЦ, получив копию направления по оказанию помощи:
- оказывают психологическую помощь;
- информируют о видах помощи, оказываемых государственными органами, учреждениями, организациями и общественными объединениями, выдают «Региональные карты помощи»;
- информируют о необходимости обращения в организации здравоохранения по фактическому месту проживания для принятия мер по постконтактной профилактике беременности и заражений инфекциями, передающимися половым путем пострадавших в результате действий сексуального характера, выразившихся в оральной, вагинальной или анальной форме;
- осуществляют сопровождение пострадавшего и его законных представителей* в соответствующий компетентный орган при их заинтересованности в помощи, оказываемой государственными органами, учреждениями, организациями и общественными объединениями.
- СПЦ ежеквартально обобщает и предоставляет в комиссии по делам несовершеннолетних обезличенные сведения о количестве поступивших направлений по оказанию помощи и видах оказанной помощи.
- В случае необходимости принятия мер по профилактике сексуального насилия в отношении несовершеннолетних, а также по вопросам защиты их прав и законных интересов СПЦ предоставляют в комиссии по делам несовершеннолетних соответствующую информацию о несовершеннолетнем для организации таких мероприятий.
- Органы внутренних дел при передаче материалов проверок в подразделения Следственного комитета (за исключением случаев совершения в отношении несовершеннолетнего преступлений, предусмотренных статьями 166-170 УК) обеспечивают приобщение к ним копий выданных направлений по оказанию помощи и сопроводительных писем к ним.
- Органы профилактики при доставлении и (или) обращении к ним пострадавшего от сексуального насилия принимают незамедлительные меры по оказанию помощи несовершеннолетнему согласно компетенции, о чем в течение одного рабочего дня информируют СПЦ по фактическому месту проживания пострадавшего.
О принятых мерах и результатах оказания помощи государственные органы, учреждения, организации или общественные объединения информируют СПЦ по фактическому месту проживания пострадавшего в течение трех рабочих дней после окончания оказания помощи.
- Контроль за применением мер по защите несовершеннолетнего, пострадавшего от сексуального насилия, и оказанию ему помощи осуществляется органами профилактики в пределах компетенции.
Минский городской исполнительный комитет, областные исполнительные комитеты в случае изменения содержащейся в «Региональной карте помощи» информации об учреждениях и организациях, оказывающих помощь, обеспечивают не реже 2 раз в год ее предоставление в Министерство образования.
Министерство образования является ответственным за обновление содержащейся в «Региональной карте помощи» информации об учреждениях и организациях, оказывающих помощь пострадавшим. В случае внесения изменений в указанную информацию Министерство образования обеспечивает не реже 1 раза в полугодие информирование об этом органов профилактики.
Органы профилактики обеспечивают размещение информации, содержащейся в «Региональной карте помощи», на официальных сайтах и иных Интернет-ресурсах.
Примечание: * - в случае, если в отношении пострадавшего совершены действия со стороны лица, от которого оно находится в зависимом положении (отец, мать, отчим и т.д.), то все действия, предполагаемые для законного представителя, производятся представителем органа опеки и попечительства.
Приложение
к Национальному механизму оказания помощи несовершеннолетним, пострадавшим от сексуального насилия
Директору государственного учреждения образования
«Социально-педагогический центр»
(фамилия, инициалы руководителя)
(адрес)
НАПРАВЛЕНИЕ
по оказанию помощи
В соответствии с Национальным механизмом оказания помощи несовершеннолетним, пострадавшим от сексуального насилия, направляем для оказания помощи несовершеннолетнего(юю):
фамилия, собственное имя, отчество (если таковое имеется)
дата рождения________________________________________________________________
место жительства, контактный телефон_____________________________________________
Законный представитель
фамилия, собственное имя, отчество (если таковое имеется)
дата рождения________________________________________________________________
место жительства, контактный телефон_____________________________________________
Должность, инициалы, фамилия должностного лица подразделения Следственного комитета, органа внутренних дел______________________________________________________________
(подпись)
Фамилия, телефон инициатора, оформившего направление
Алгоритм оказания ситуационной помощи инвалидам
15.04.2024Алгоритм оказания ситуационной помощи инвалидам различных категорий при их обращении в государственное учреждение образования «Детский сад №8 г.Орши»
Помощь лицам с нарушением опорно-двигательного аппарата
Основные потребности
Помощь при:
- входе в здание и выходе из здания;
- передвижении по зданию;
- самообслуживании.
Особенности взаимодействия
Любое индивидуальное техническое средство реабилитации (трости, костыли, ходунки, кресло-коляска и т. д.) – это собственность и элемент личного пространства человека. Нельзя брать эти средства, перемещать их и выполнять с ними иные действия, не получив на это разрешения его владельца.
Следует учитывать, что инвалидное кресло- коляска быстро набирает скорость и неожиданный толчок может привести к потере ею равновесия. Поэтому передвигать коляску необходимо медленно. Нельзя также облокачиваться на нее.
Алгоритм действий специалистов при оказании ситуационной помощи лицам с нарушениями опорно-двигательного аппарата
- Встретьте на улице и откройте входные двери
- Окажите помощь при входе в здание.
- Уточните, в какой помощи нуждается посетитель, узнайте цель его посещения
- Помогите раздеться в гардеробе (при необходимости)
- Сообщите специалисту, ответственному за оказание помощи людям с инвалидностью при получении услуги и перемещении в здании, о посещении клиента с ограничением передвижения (если обязанности сопровождения возложены на отдельного специалиста)
- Обеспечьте сопровождение посетителя в здании до окончания его визита
- При завершении визита сопроводите инвалида до выхода. Окажите помощь при выходе из здания
- Оказание ситуационной помощи, наряду с обеспечением доступной среды, использованием ассистивных устройств и приспособлений, альтернативных форм предоставления услуг (дистанционно, по предварительной записи и т.п.), является одним из мероприятий по адаптации объектов и услуг, с учетом особых потребностей инвалидов, что в меньшей степени ведет к изоляции инвалидов и в большей степени обеспечивает равенство их прав и равное участие в различных сферах жизни общества.
Помощь лицам с нарушением зрения
Основные потребности
Помощь при:
- входе в здание и выходе из здания;
- ориентации внутри здания;
- составлении письменных обращений (документов);
- самообслуживании.
Особенности взаимодействия
Для обозначения факта обращения к незрячему человеку необходимо просто дотронуться до его плеча и (или) назвать его (если известно имя и отчество) и предложить ему помощь. Предлагая помощь, нужно встать с противоположной стороны от руки с тростью.
При общении с такими людьми нужно обязательно первым назвать себя и представить других собеседников (при их наличии). Если необходимо завершить разговор, отойти от невидящего человека, нужно обязательно предупредить его об этом. При уходе необходимо подвести его к ориентиру (например, к стойке регистрации), где он будет чувствовать себя более защищенно и уверенно.
В случае возникновения проблемы в оказании помощи невидящему человеку, нужно, не смущаясь, попросить его подсказать, как ее оказать, либо пригласить компетентного сотрудника для оказания такой помощи.
Если человек с инвалидностью по зрению выразил готовность принять помощь и нуждается в сопровождении, следует кратко описать, где вы находитесь. Затем нужно предложить ему взять вас за руку, согнутую в локте, и, держась за нее выше локтя (за предплечье), двигаться чуть позади. Необходимо заранее предупреждать посетителя об имеющихся на пути препятствиях (ступенях, поворотах и других помехах).
Предлагая такому человеку сесть, не нужно усаживать его, а лишь направить его руку на спинку стула или подлокотник. Не нужно водить по поверхности его рукой, а дать ему возможность свободно потрогать предмет.
При спуске или подъеме по ступенькам нельзя делать рывков и резких движений.
Если есть необходимость прочесть что-либо незрячему человеку, говорить необходимо нормальным голосом и не пропускать информацию.
Когда происходит общение с группой незрячих людей, следует каждый раз называть того, к кому обращаетесь, либо притрагиваться к нему.
Алгоритм действий специалистов при оказании ситуационной помощи лицам с нарушением зрения
- Встретьте на улице и откройте входные двер Окажите помощь при входе в здание
- Уточните, в какой помощи нуждается посетитель, узнайте цель его посещения
- Помогите раздеться в гардеробе (при необходимости)
- Сообщите специалисту, ответственному за оказание помощи людям с инвалидностью при получении услуги и перемещении в здании, о посещении клиента с ограничением передвижения (если обязанности сопровождения возложены на отдельного специалиста)
- Обеспечьте сопровождение посетителя в здании до окончания его визита
- При завершении визита сопроводите человека с инвалидностью до выхода.
- Окажите помощь при выходе из здания
Помощь лицам с нарушением слуха
Основные потребности
Помощь при:
- входе в здание и выходе из здания;
- ориентации внутри здания;
- составлении письменных обращений (документов).
Особенности взаимодействия
Для лиц с нарушением слуха ситуационная помощь заключается в помощи переводчика жестового языка или специалиста, обученного основам жестовой речи, при общении и сопровождении гражданина. При отсутствии переводчика жестового языка специалисты организации предоставляют информацию такому гражданину письменным способом.
Существует несколько типов и степеней глухоты. Некоторые не слышат или не воспринимают устную речь и могут разговаривать только на жестовом языке. Другие могут слышать, но воспринимают отдельные звуки неправильно. С ними нужно говорить немного громче и четче обычного, подбирая подходящий уровень громкости. Некоторые утратили способность воспринимать высокие частоты – разговаривая с ними, нужно лишь снизить высоту голоса. Если Вы не знаете, какой способ предпочесть, узнайте у самого гражданина. Если возникают проблемы в устном общении, предложите собеседнику использовать другой способ – написать, напечатать.
Чтобы глухой или слабослышащий собеседник лучше понял, разговаривая с ним, смотрите прямо на него, чтобы он одновременно видел ваше лицо (губы) и «слышал» речь. Говорите ясно и медленно. Используйте выражение лица, жесты, телодвижения, если хотите подчеркнуть или прояснить смысл сказанного.
Расположиться необходимо так, как удобно человеку с нарушением слуха (со стороны средства индивидуального усиления звука, напротив источника света, так как яркое солнце или тень могут быть помехами, и т. д.).
Убедитесь, что собеседник смотрит на говорящего. Для привлечения внимания необходимо плавно помахать рукой в поле зрения либо слегка коснуться его плеча (не со спины).
Общаясь, смотрите в глаза собеседника, ему так легче проводить считывание с губ.
Вопросы нужно формулировать так, чтобы ответ был однозначным.
Алгоритм действий специалистов при оказании ситуационной помощи лицам с нарушением слуха
- Уточните, в какой помощи нуждается посетитель, узнайте цель его посещения
- Сообщите специалисту, ответственному за оказание помощи людям с инвалидностью при получении услуги и перемещении в здании, о посещении клиента с ограничением передвижения (если обязанности сопровождения возложены на отдельного специалиста)
- При необходимости ознакомьте с письменной информацией о предоставляемых организацией услугах
- Обеспечьте сопровождение посетителя в здании до окончания его визита
- Окажите помощь в заполнении документов (при необходимости)
- При завершении визита сопроводите инвалида до выхода
Помощь лицам с нарушением речи
Основные потребности
Помощь при:
- входе в здание и выходе из здания;
- ориентации внутри здания;
- в составлении письменных обращений (документов).
Особенности взаимодействия
Наличие у человека проблемы с речью необязательно означает, что он имеет нарушения слуха.
Не следует перебивать и поправлять такого человека. Начинать говорить нужно только тогда, когда он закончил свою мысль.
Не пытайтесь ускорить разговор. Для общения с таким человеком требуется больше времени. Если его недостаточно, лучше, извинившись, сопроводить человека к другому специалисту или договориться об общении в другой раз.
Вопросы необходимо формулировать так, чтобы ответить на них можно было коротко или просто кивком головы.
Если у Вас не получается понять собеседника, нужно вежливо попросить его произнести слово в более медленном темпе, возможно, по буквам. Можно также использовать другие возможности передачи информации – письменную речь, жестикуляцию, демонстрацию.
При оказании ситуационной помощи лицам с нарушением речи можно использовать алгоритм действий специалистов при оказании ситуационной помощи лицам с нарушением слуха.
Помощь лицам с когнитивными (интеллектуальными, умственными) нарушениями
Основные потребности
Помощь при:
- входе в здание и выходе из здания;
- ориентации внутри здания;
- составлении письменных обращений (документов);
- самообслуживании.
Особенности взаимодействия
При общении с лицами, имеющими когнитивные (интеллектуальные, умственные) нарушения, лучше смотреть в лицо собеседнику, поддерживая с ним визуальный контакт. При этом нельзя настаивать на поддержании зрительного контакта, если это доставляет собеседнику дискомфорт.
Не говорите с ним резко, даже если для этого имеются основания. Проявляйте терпение, такт. Внимательно отнеситесь к собеседнику, обсудите все интересующие его вопросы. В присутствии такого человека не допускайте упоминания его в третьем лице.
Начинать говорить нужно, только убедившись, что собеседник закончил свою мысль.
Обращаясь к посетителю, имеющему такие нарушения, особенно если он расстроен или разгневан, следует спокойно спросить его, чем ему помочь.
При разговоре используйте доступный язык, выражайтесь точно, не используя длинных фраз, образных выражений и сложных смысловых оборотов. Таким людям следует объяснять все пошагово, давая возможность осмыслить каждый шаг. При необходимости повторить несколько раз, интересоваться, все ли понятно.
При оказании ситуационной помощи лицам с когнитивными (интеллектуальными, умственными) нарушениями можно использовать алгоритм действий специалистов при оказании ситуационной помощи лицам с нарушением слуха.
Оказание ситуационной помощи
15.04.2024Оказание ситуационной помощи
В целях реализации Закона Республики Беларусь от 30 июня 2022 г. № 183-З «О правах инвалидов и их социальной интеграции», постановления Совета Министров Республики Беларусь от 13 июня 2017 г. № 451 «Об утверждении Национального плана действий по реализации в Республике Беларусь положений Конвенции о правах инвалидов на 2017–2025 годы», Правил обеспечения доступности для инвалидов объектов социальной, транспортной и производственной инфраструктуры, транспортных средств и оказываемых услуг, оценки уровня их доступности, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 21 ноября 2022 г. № 796 «Об обеспечении доступной среды для инвалидов» в государственном учреждении образования «Центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации Оршанского района» разработан алгоритм оказания ситуационной помощи инвалидам различных категорий.
Согласно указанному алгоритму, инвалиду, сопровождающему его лицу при необходимости посещения государственного учреждения образования «Центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации Оршанского района» с целью получения какой-либо услуги, предоставляемой учреждением, нужно предварительно сообщить об этом работнику, за которым закреплено оказание ситуационной помощи инвалидам, при этом указав характер и объем требуемой ситуационной помощи.
Ответственный за оказание ситуационной помощи людям с ограниченными возможностями – Павлова Татьяна Валерьевна
На время отсутствия Павловой Т.В, данные обязанности выполняет Магерова Алеся Владимировна, заведующий хозяйством.
тел. 8(0216) 503763